РАЗДЕЛЫ:
  • Городской совет
  • Лицензирование
  • Гортранспорт
  • ЖКХ
  • Городская администрация
  • Строительство
  • Жилищный фонд
  • Рыночные фонды
  • Госимущество
  • Комитеты
  • Федеральная собственность
  • Конгрес
  • Финансы
  • Региональные комиссии
  • Ипотека
  • Субсидии
  • Инвестиции
  • Недвижимость
  • Тендеры
  • Инвентаризация
  • Архитектура
  • Инфраструктура
  • Социальная сфера
  • Экономика
  • Муниципальная собственность
  • Налоговая инспекция
  • Торговля
  • Архитектурная реставрация
  • Проекты
  • Правовые нормы
  • Мероприятия
  • Культурно-оздоровительные центры
  • Бюджет
  • Приватизация
  • Внутренний рынок
  • Товарооборот
  • Ценообразование
  • Криминальная милиция
  • Фонды
  • Налогообложение
  • Предпринимательство
  • Закон
  • Промышленная политика
  • Таможенный комитет
  • Верховный суд
  • Экология города
  • Целевые программы
  • Законодательство
  • Юриспруденция
  • РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕМЬЕРА ОТ 03.11.94 N 2134-РЗП "О ПРОВЕДЕНИИ ЗАКАЗНОГО КОНКУРСА НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ Г. МОСКВЫ" (ПРИЛОЖЕНИЯ 1-2)
    По состоянию на ноябрь 2007 года
         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
       
                          ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА
       
                                 РАСПОРЯЖЕНИЕ
                        от 3 ноября 1994 г. N 2134-РЗП
       
                        О ПРОВЕДЕНИИ ЗАКАЗНОГО КОНКУРСА
                      НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
                         ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
                      ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ Г. МОСКВЫ
       
          В целях    создания    перспективной    функциональной   модели
       общеобразовательной школы для г.  Москвы, а также выявления лучших
       архитектурно - планировочных и объемно - пространственных решений,
       отвечающих   современным   педагогическим    и    архитектурно   -
       художественным    требованиям    и    обеспечивающих   оптимальную
       материально - техническую базу реализации государственной политики
       в народном образовании:
          1. Объявить   заказной   конкурс   на   разработку    проектных
       предложений  по  общеобразовательной школе перспективной модели на
       22-24 класса для г. Москвы.
          2. Москомархитектуре и Департаменту строительства подготовить и
       провести  конкурс  (п.  1),  Департаменту  образования   и   Союзу
       московский  архитекторов  принять участие в разработке программы и
       условий конкурса и в работе жюри конкурса.
          3. Утвердить    программу   и   условия   проведения   конкурса
       (приложение 1) и смету расходов (приложение 2).
          4. Департаменту  перспективного  развития  Москвы предусмотреть
       финансирование  конкурса  в  соответствии   со   сметой   расходов
       (приложение 2) за счет средств городского бюджета.
          5. Разработку   конкурсных   проектных   предложений   заказать
       следующим проектным организациями:
          МНИИТЭП                                   1 предложение
          АО "Моспроект"                            1 предложение
          Управление "Моспроект-2"                  1 предложение
          МАРХИ                                     1 предложение
          Институт общественных зданий (ИОЗ)
          Минстроя Российской Федерации             1 предложение
          Институт средств обучения Российской
          академии образования                      1 предложение
          ГИПРОПРОС                                 1 предложение
          6. Установить следующие сроки проведения конкурса:
          начало            - 07.11.94
          окончание         - 25.02.95
          7. Москомархитектуре  обеспечить  помещение   для   организации
       выставки конкурсных предложений.
          8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
       заместителя руководителя Департамента строительства Никонова Н.Н.
       
                                              Первый заместитель премьера
                                                     правительства Москвы
                                                               В.И. Ресин
       
       
       
       
       
                                                           Приложение N 1
                                       к распоряжению первого заместителя
                                            премьера правительства Москвы
                                           от 3 ноября 1994 г. N 2134-РЗП
       
                              ПРОГРАММА И УСЛОВИЯ
             ЗАКАЗНОГО КОНКУРСА НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
                 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
                         НА 22-24 КЛАССА ДЛЯ Г. МОСКВЫ
       
                               I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
       
          Конкурс проводится Москомархитектурой совместно с Департаментом
       строительства   при   участии  Департамента  образования  и  Союза
       московских архитекторов.
          Целью конкурса    является    создание   перспективной   модели
       общеобразовательной    школы,    поиск   лучших    архитектурно  -
       планировочных   и   объемно   -  пространственных  решений  зданий
       общеобразовательной школы, отвечающих современным педагогическим и
       архитектурным требованиям,  обеспечивающих оптимальную материально
       -  техническую  базу  реализации  долговременной   государственной
       политики  в  народном  образовании и могущих послужить основой для
       разработки новых проектов общеобразовательных школ  для  массового
       строительства в г. Москве.
       
                             II. ПРОГРАММА КОНКУРСА
       
          Предметом конкурсных  проектных предложений является разработка
       перспективной модели школы с составом помещений  и  планировочными
       решениями, удовлетворяющими   требованиям   возможности  изменения
       организационно  -  педагогической  структуры,   т.е.   соотношения
       параллелей учащихся начальной (I и II-IV классы), основной (V-VIII
       классы) и старшей (IX-XI классы) школ с 2 : 2 : 2 на 1 : 2 : 4.
          Общее количество классов и учебных кабинетов в школе не  должно
       превышать 24  помещений.  Состав  и  площади необходимых помещений
       школы  следует  принимать   в  соответствии   с   приведенными   в
       приложении 1.
          Наполняемость классов   для   всех  возрастных  групп  учащихся
       принимается 24 чел.
          Проектные предложения должны обеспечить высокие архитектурные и
       функциональные качества здания  школы,  рациональность  объемно  -
       планировочных    решений,    а    также    отвечать    современным
       педагогическим,  санитарно  -  гигиеническим   и   противопожарным
       требованиям.
          Здание школы предназначается для строительства в новых  районах
       Москвы и на свободных территориях сложившейся городской застройки.
          Оно должно    функционировать     в     качестве     автономной
       общеобразовательной  школы  -  в  новых  районах и базовой сетевой
       школы,  дополняющей и  обслуживающей  существующую  сеть  школьных
       зданий, - в сложившейся городской застройке.
          В планировочной  структуре  здания  должны  быть  предусмотрены
       следующие условия:
          - возрастное   зонирование   основных   функциональных    групп
       помещений и формирование учебных секций (I,  II-IV,  V-VIII, IX-XI
       классы);
          - размещение    общешкольных    помещений    в    относительном
       планировочном центре здания;
          - возможность  автономной эксплуатации общешкольных помещений с
       целю  организации  на  базе  школы  центра  внеучебной  работы   с
       учащимися микрорайона и культурно - досуговой работы с населением;
          - автономия функциональных групп помещений и  короткие  удобные
       технологические связи между ними;
          - градостроительная маневренность здания по признаку ориентации
       (ориентация учебных помещений преимущественно на юг и восток).
          Подробные концептуальные  положения  общеобразовательной  школы
       перспективной модели изложены в приложении 2.
          Особое внимание  в  проектных  предложениях должно быть уделено
       поискам  выразительного  архитектурного  решения  внешнего  облика
       здания  школы и его интерьеров,  имея в виду существенное значение
       школьного здания для формирования  архитектурной  среды  городских
       микрорайонов   и   его  эстетическое  воздействие  на  учащихся  и
       население.
          Высота здания не должна превышать трех этажей.
          Применяемые конструкции,  изделия и материалы должны обеспечить
       индустриальные методы возведения здания.
       
                            III. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СОСТАВ
                        КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
       
          Графически -  текстовое  изложение  генеральной  функциональной
       идеи проекта.
          Схема генплана  в масштабе 1 : 1000 с показом градостроительной
       ситуации.
          Планы этажей  в  масштабе  1 : 200 с указанием  наименований  и
       площадей помещений.
          Разрезы в  масштабе  1 : 100 в  количестве,   необходимом   для
       выявления  общих композиционных и конструктивных решений,  а также
       для определения строительного объема здания.
          Фасады в масштабе 1 : 100 (не менее двух).
          Фрагмент главного фасада в масштабе 1 : 50.
          Перспектива,    характеризующая   объемно   -  пространственное
       решение, или аксонометрия, или фото с макета.
          Интерьеры основных   помещений   школы  по  усмотрению  авторов
       (перспективное изображение).
          Альбом фотографий проектных решений.
          Краткая пояснительная  записка  с  изложением   основной   идеи
       проекта,   принципов  архитектурно  -  планировочного,  объемно  -
       пространственного  и   конструктивного   решений,   сопоставлением
       состава  и площадей помещений (по программе и проекту),  технико -
       экономическими показателями (по форме, приведенной в приложении 3)
       и   указанием   наименования   проектной   организации  и  состава
       авторского коллектива.
       
                          IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
                        КОНКУРСНЫХ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
       
          Все графические   материалы   представляются   на   подрамниках
       размером 100 х 100 см.  Количество подрамников должно быть четным,
       не более 8-10 шт.
          Чертежи планов и разрезов исполняются в черно - белой графике.
          Графическая подача генплана, фасадов и перспектив по усмотрению
       авторов (фасады и перспективы с обязательным применением цвета).
          Пояснительная записка печатается через два  интервала,  объемом
       не более 5 страниц.
       
                              V. УСЛОВИЯ КОНКУРСА
       
          1. За   лучшие  конкурсные  проектные  предложения  установлены
       следующие премии:
          одна первая премия            - 30.00 млн. рублей
          две вторые премии             - 15.00 млн. рублей каждая.
          2. Состав жюри конкурса:
          Председатель  - Вавакин Л.В. - председатель Москомархитектуры,
                          заслуженный архитектор России, академик
                          Российской и Международной академий
                          архитектуры
          Заместители   - Никонов Н.Н. - заместитель руководителя
          председателя    Департамента строительства, кандидат
                          технических наук
                          Кезина Л.П. - руководитель Департамента
                          образования
          Члены жюри    - Боков А.В. - заместитель директора МНИИПОКОСиЗ,
                          член - корреспондент Международной академии
                          архитектуры
                          Газеров Л.Г. - заслуженный архитектор России
                          Зобнин А.П. - начальник Архитектурно -
                          технического управления Москомархитектуры
                          Иванов О.К. - заместитель руководителя
                          Научно - технического управления Департамента
                          строительства
                          Кеглер А.Р. - заместитель начальника Управления
                          архитектурного совета и согласования проектов
                          Москомархитектуры, заслуженный архитектор
                          России
                          Меерсон А.Д. - президент Союза московских
                          архитекторов, заслуженный архитектор России,
                          академик Российской и международной академий
                          архитектуры
                          Полат Е.С. - секретарь проблемного совета
                          средств обучения Российской академии
                          образования, доктор педагогических наук
                          Шехоян К.С. - член президиума правления Союза
                          московских архитекторов, заслуженный архитектор
                          России, член - корреспондент Российской
                          академии архитектуры и строительных наук
                          Есюченя В.А. - ответственный секретарь жюри
          3. Члены  жюри  не  принимают   участия   в   конкурсе   и   не
       консультируют конкурсные проекты.
          4. Проектные предложения, представленные с нарушением Программы
       и   условий   конкурса,  к  конкурсу  не  допускаются  и  жюри  не
       рассматриваются.
          5. Конкурсные  материалы  в составе,  установленном Программой,
       представляются участниками конкурса до 17.00 часов 7 февраля  1995
       года  в    Мосархинформ    (здание    Постоянной    выставки    по
       градостроительству  г. Москвы) по адресу: 2-я Брестская ул., д. 6.
          6. Решение  по  итогам  конкурса должно быть  принято  жюри  до
       25 февраля 1995 года.
          7. Материалы,  представленные на конкурс, возврату не подлежат,
       поступают   в   собственность   Москомархитектуры   и  могут  быть
       использованы по ее усмотрению.
          8. С   вопросами  по  Программе  и  условиям  конкурса  следует
       обращаться к ответственному секретарю  жюри  -  Есючене  Вячеславу
       Александровичу, тел. 209-50-05.
       
       
       
       
       
                                                           Приложение N 1
                                                   к Программе и условиям
                                                       заказного конкурса
       
                           СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ
                 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
                                на 22-24 класса
       
       ---T--------------------T--------------------------------T------------------T-------------¬
       ¦NN¦Перечень основных   ¦    Наименование помещений      ¦      Площадь     ¦  Количество ¦
       ¦пп¦помещений и         ¦                                ¦      Расчетная   ¦(1:2:4-2:2:2)¦
       ¦  ¦функциональных групп¦                                ¦                  ¦             ¦
       +--+--------------------+--------------------------------+------------------+-------------+
       ¦1 ¦         2          ¦              3                 ¦        4         ¦    5        ¦
       +--+--------------------+--------------------------------+------------------+-------------+
       ¦              УЧЕБНЫЕ                                                                    ¦
       ¦              -------                                                                    ¦
       ¦1. Подготовительные     - класс (расширенный с учетом       3,0 кв. м/1 уч.      1-2     ¦
       ¦   классы                 организации групповых видов                                    ¦
       ¦                          занятий) <*>                                                   ¦
       ¦                        - спальня - игровая                 2,5 кв. м/уч.        1-2     ¦
       ¦                        - рекреация (зального типа)         2 кв. м/уч.          1       ¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦2. Начальные            - класс (с возможностью             3,3 кв. м/уч.        3-6     ¦
       ¦   классы                 организации групповых и                                        ¦
       ¦                          индивидуальных занятий,                                        ¦
       ¦                          игровых видов ведения уроков) <*>                              ¦
       ¦                        - универсальные помещения, в        60 кв. м             1-2     ¦
       ¦                          т.ч. для организации сна          (каждое)                     ¦
       ¦                          ослабленных детей                                              ¦
       ¦                        - комнаты тихих игр и уединения     60 кв. м           по проекту¦
       ¦                                                            (всего)                      ¦
       ¦                        - комната труда, моделирования      100 кв. м            1       ¦
       ¦                          и технической игрушки,                                         ¦
       ¦                          изобразительного искусства,                                    ¦
       ¦                          природы                                                        ¦
       ¦                        - рекреация (зального типа)         2 кв. м/1 уч.      по проекту¦
       ¦                        - методический кабинет -            40-60 кв. м          1       ¦
       ¦                          учительская                                                    ¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦3. Классы основной      - класс - учебный кабинет           3,3 кв. м/уч.        8       ¦
       ¦   школы                  (рассчитанный на организацию                                   ¦
       ¦                          фронтальных, групповых и                                       ¦
       ¦                          индивидуальных форм работ) <*>                                 ¦
       ¦                        - ресурсный центр (адекватный       из расчета         по проекту¦
       ¦                          группе при лаборантских,          12 кв. м на                  ¦
       ¦                          при каждом классе - кабинете)     один класс -                 ¦
       ¦                                                            учебный кабинет              ¦
       ¦                        - специализированные кабинеты:                                   ¦
       ¦                            иностранного языка,             40 кв. м             6-8     ¦
       ¦                            информатики и вычислительной    (каждое)                     ¦
       ¦                            техники,                        90 кв. м             1       ¦
       ¦                            технического черчения           72 кв. м             1       ¦
       ¦                        - рабочие комнаты для занятий       100-120 кв. м      по проекту¦
       ¦                          по интересам                      (всего)                      ¦
       ¦                        - рекреация (зального типа)         2 кв. м /уч.       по проекту¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦4. Учебные кабинеты     - кабинеты универсального           3,3 кв. м/уч.        12-6    ¦
       ¦   старшей школы          назначения (оснащенные в                                       ¦
       ¦                          зависимости от профиля                                         ¦
       ¦                          обучения) <*>                                                  ¦
       ¦                        - учебные кабинеты по                                            ¦
       ¦                          естественным наукам (физика,                                   ¦
       ¦                          химия, биология) в составе:                                    ¦
       ¦                            лабораторий - лекционных        80 кв. м           не менее 3¦
       ¦                            помещений                       (каждое)                     ¦
       ¦                            практикумов                     50 кв. м           не менее 6¦
       ¦                                                            (каждое)                     ¦
       ¦                            лаборантских на каждую          18-36 кв. м          3       ¦
       ¦                            дисциплину                      (каждое)                     ¦
       ¦                        - компьютерный класс и кабинет      72 кв. м           не менее 2¦
       ¦                          информатики и вычислительной      (каждое)                     ¦
       ¦                          техники                                                        ¦
       ¦                        - комнаты индивидуальных занятий    100-120 кв. м      по проекту¦
       ¦                                                            (всего)                      ¦
       ¦                        - ресурсный центр                   12 кв. м /уч.кб.   по проекту¦
       ¦                        - рекреации                         2 кв. м/уч.        по проекту¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦5. Помещения изучения   - блоки мастерских - кабинетов      300-320 кв. м      не менее 4¦
       ¦   технологий             по изучению технологий            (всего)                      ¦
       ¦   (трудовое обучение)  - по электрорадиотехнике            108 кв. м            1       ¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦6. Группа центра        - библиотека - справочно -          650 кв. м          по проекту¦
       ¦   информации             информационный центр с зонами     (с хранением                 ¦
       ¦                          читательских мест (в т.ч. для     50 тыс. томов                ¦
       ¦                          учащихся младшего возраста),      и 100 местами                ¦
       ¦                          информационного пункта, мест      в читальном                  ¦
       ¦                          для работы с каталогами, фонда    зале)                        ¦
       ¦                          открытого доступа, фонда                                       ¦
       ¦                          закрытого хранения общешкольного                               ¦
       ¦                          ресурсного центра (состоящего из                               ¦
       ¦                          зоны комплектования и обработки                                ¦
       ¦                          литературы и специализированного                               ¦
       ¦                          фонда хранения), индивидуальных                                ¦
       ¦                          занятий с ТСО                                                  ¦
       ¦                        - технический центр                 60-90 кв. м          1       ¦
       ¦                        - методический кабинет с            90 кв. м             1-2     ¦
       ¦                          учительской и комнатой отдыха     (всего)                      ¦
       ¦                                                                                         ¦
       ¦              ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ                                                               ¦
       ¦              ------------                                                               ¦
       ¦7. Рекреационный        - рекреационный центр (центр                                     ¦
       ¦   центр                  досуга) в составе:                                             ¦
       ¦   (центр досуга)          форума                           1,5 кв. м/уч.      по проекту¦
       ¦                           вестибюля - гардероба            0,35 кв. м/уч.     по проекту¦
       ¦                           дирекции, обслуги, буфета,       200 кв. м          по проекту¦
       ¦                           складских помещений              (всего)                      ¦
       ¦                           медицинских кабинетов            90 кв. м           по проекту¦
       ¦                                                            (всего)                      ¦
       ¦                           санузлов                         0,15 кв. м/уч.     по проекту¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦8. Группа               - зрительный зал с расширенной       1,0 кв. м/уч.     по проекту¦
       ¦   зрительного зала       эстрадой (из расчета посадки                                   ¦
       ¦                          не менее 60% учащихся):                                        ¦
       ¦                            лекционная аудитория            100 кв. м            1       ¦
       ¦                            обслуживающие помещения         60 кв. м           по проекту¦
       ¦                            зрительного зала                (всего)                      ¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦9. Группа свободного    - группа студий изобразительного    60-144 кв. м       не менее 3¦
       ¦   творчества во          искусства, хореографии, музыки    (каждое)                     ¦
       ¦   внеучебное время       и пения                                                        ¦
       ¦                        - кружок технического творчества    108 кв. м (каждое) не менее 2¦
       ¦                        - фото - киностудия                 60 кв. м             1       ¦
       ¦                        - группа помещений юннатско -       130-150 кв. м        2       ¦
       ¦                          биологической деятельности        (всего)                      ¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦10. Группа спортивно -  - спортзалы и бассейн с             2,2 кв. м/уч.      по проекту¦
       ¦    оздоровительная:      обслуживающими помещениями        (площадь пола                ¦
       ¦    залы  (18 x 15 м,     (общая физическая подготовка,     залов без учета              ¦
       ¦           24 x 15 м,     гимнастика, подвижные и           обслуживающих                ¦
       ¦           36 x 18 м)     спортивные игры, легкая           помещений)                   ¦
       ¦                          атлетика, борьба, плавание и др.)                              ¦
       ¦                                                                                         ¦
       ¦    бассейн с ваннами                                       600 кв. м          по проекту¦
       ¦    25 x 11 и 10 x 6 м                                      (площадь зала                ¦
       ¦                                                            бассейна без учета           ¦
       ¦                                                            обслуживающих                ¦
       ¦                                                            помещений)                   ¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦11. Столовая            - обеденный зал (на 2 посадки       1,3 кв. м/1        по проекту¦
       ¦                          учащихся) с раздаточной           место в зале                 ¦
       ¦                        - кухонный блок                     200-220 кв. м      по проекту¦
       ¦                                                            (всего)                      ¦
       +-----------------------------------------------------------------------------------------+
       ¦12. Вестибюльная группа - вестибюль - гардероб              0,35 кв. м/уч.     по проекту¦
       ¦    помещения школы     - помещения администрации           90 кв. м           не менее 5¦
       ¦                          школы                             (всего)                      ¦
       L------------------------------------------------------------------------------------------
       
          --------------------------------
          <*> Общее  число классов,  классов -  кабинетов и универсальных
       кабинетов должно быть в пределах 24.
       
          Примечания.  Допускаются  отклонения   от  настоящего   состава
       помещений  по   отдельным  функциональным   группам  помещений   в
       зависимости  от  архитектурного  замысла.   Расчетная  площадь  на
       одного учащегося не должна превышать 20,0-22,0 кв. м.
       
       
       
       
       
                                                           Приложение N 2
                                                   к Программе и условиям
                                                       заказного конкурса
       
                            КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
                                 ДЛЯ Г. МОСКВЫ
       
                    А. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
       
          Современная общеобразовательная  школа   выполняет   социальную
       функцию  центра учебно - воспитательной работы в жилой среде,  что
       обусловливает  ее  открытый  характер  для  активного   приобщения
       населения,  общественности и семьи к воспитанию детей и совместной
       развивающей деятельности по интересам.
          Для управления,  организации,  проведения  и  контроля учебно -
       воспитательного  процесса  предусматривается  широкое   применение
       технических   средств   обучения  и  электронно  -  вычислительной
       техники.  Материальной базой  учебно  -  воспитательного  процесса
       является   развитая   сеть  учебно  -  воспитательных  учреждений,
       представляющая    собой    единую    систему,     состоящую     из
       взаимодополняющих  учреждений:  общеобразовательных  школ (уровень
       микрорайона  -  района),   межшкольных   и   школьных   учебно   -
       производственных   комбинатов   и   мастерских,   массовых   видов
       внешкольных    учреждений    (уровень     жилого     района)     и
       специализированных   внешкольных  учреждений  и  других  учебно  -
       воспитательных  зданий  (уровень   города).
          В соответствии с концепцией  общего  среднего  образования  для
       широкого образовательного  и  воспитательного процессов необходимо
       иметь следующие учреждения:
          - общеобразовательные школы:
            1 ступень - начальная школа,
            2 ступень - основная школа,
            3 ступень - старшая школа;
          - учебно - воспитательные учреждения для трудового обучения;
          - внешкольные учреждения.
          Эта концепция  предполагает кардинальное изменение содержания и
       методов обучения на всех трех ступенях общего образования, а также
       всей совокупности отношений, делавших школу в старых условиях мало
       восприимчивой к нововведениям.
          На начальной  ступени   школы   осваивается   новая   идеология
       обучения, предполагающая кардинальные изменения приоритетов, целей
       обучения и выдвижение на  первый  план  его  развивающей  функции.
       Обновление  действующего  содержания обучения осуществляется через
       введение специального курса развития познавательных  способностей,
       создающего развивающую среду для учащихся,  которые  обучаются  по
       действующим    программам,    а   также   через   введение   новых
       интегрированных    курсов    "Математика    и    конструирование",
       "Природоведение  и  сельскохозяйственный  труд",  "Речь и культура
       общения",  "Окружающий мир,"  параллельных  учебников  по  чтению,
       математике,  русскому  языку,  природоведению.  С целью расширения
       возможностей     выбора      учителями      начальных      классов
       общеобразовательных   технологий   создается  банк  идей  и  новых
       технологий   обучения   младших   школьников;    организуются    и
       используются   разработки   перспективных   программ  развивающего
       обучения в начальных классах.
          На средней ступени образования закладывается  фундамент  общего
       образования,  оно является базовым.  В рамках базового образования
       предусматривается введение разноуровневых программ индивидуально -
       ориентированного   обучения,  изменение  соотношений  обязательной
       (нормативной) части обучения и того,  что выбирает  сам  учащийся.
       Для   этой   ступени  образования  организуются  разработки  новых
       концепций   гуманитарного,   эстетического   и    естественно    -
       математического  образования;  новых  учебных  планов  и программ;
       новых учебников и учебно - методических  пособий;  интегрированных
       курсов  и  пособий  для  получения  дополнительного образования по
       различным предметам.
          На третьей ступени завершение общего образования осуществляется
       на основе дифференциации  обучения,  свободного  выбора  учащимися
       направленности   обучения,   предметов   в   сфере   гуманитарной,
       естественно - научной и технической (кроме базовых).
          Концепция общего   образования   влечет   за   собой  пересмотр
       материальной среды школы как по принципам организации сети и типам
       зданий,  так  и  по  реорганизации  структуры,  состава и площадей
       помещений школьных зданий.
       
                             Б. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
       
          Перспективная модель   трактуется  как  школа  полного  дня,  в
       которой учащиеся  будут  получать  образование,  выполнять  уроки,
       заниматься  в  различных  кружках  и студиях,  заниматься спортом,
       отдыхать, питаться.
          Обучение и  воспитание  в школе направлено на развитие личности
       ученика,  выявление его склонностей и потенциальных возможностей в
       той   или   иной   сфере   человеческой  деятельности.  Воспитание
       творческой личности - генеральная задача школы.
          Программа     проектирования      общеобразовательной     школы
       перспективной  модели  опирается  на  утвержденную   Министерством
       образования   России   "Концепцию   социально   -   функциональных
       требований    к    организации    системы     и     проектирования
       общеобразовательной  школы I,  II и III ступеней обучения" в части
       следующих аспектов:  педагогического, гигиенического, архитектурно
       - типологического и градостроительного.
       
                            I. Педагогический аспект
       
          Изменяется    организационно  -    педагогическая     структура
       (соотношение  параллелей  учащихся  начальной,  основной и старшей
       школ), от 2 : 2 : 2 до 1 : 2 : 4 (0 : 3 : 4).
          Активизация обучения    и   развития   творческого   потенциала
       личности:
          в школе   I  ступени  -  игровые  методы,  создание  среды  для
       развивающего обучения;
          в школе II - III ступени обучение по системе "ученик - группа -
       класс - поток".
          Создание в  школе  II  ступени  материальной среды для базового
       образования  и  занятий  по  интересам  каждого  вне  обязательной
       программы.
          Дифференциация обучения в школе III  ступени  по  направлениям:
       гуманитарное, естественно - научное, техническое.
          Широкое    применение     технических     средств      обучения
       (компьютеризация)  и  создание  развитого учебно - информационного
       центра - библиотеки.
          Повышение воспитательной  функции  школы  во внеучебное время с
       привлечением семьи и взрослого населения.
          Внедрение в  учебно  - воспитательный процесс "перемежающегося"
       режима дня с чередованием учебных уроков со  спортом,  творческими
       занятиями   в  кружках  -  студиях,  практикумах  -  лабораториях,
       физическим и эстетическим развитием.
          Комплексный подход  к  разностороннему  развитию  подрастающего
       поколения людей, разностороннее творческое развитие каждого.
       
                            II. Гигиенический аспект
       
          Повышение качественного  уровня  естественного и искусственного
       (комбинированного) освещения учебных  помещений  для  организации,
       помимо фронтальных, групповых и индивидуальных форм занятий.
          Улучшение условий воздушной среды помещений за  счет  повышения
       удельного  объема  и  кратности обмена воздуха,  а также воздушной
       аэрации.
          Применение в     начальной    и    основной    школах    только
       индивидуализированной мобильной ученической мебели.
          Создание зонированных пространств для психологической разгрузки
       учащихся в учебных и внеучебных помещениях.
          Создание психологически интересной воспитывающей среды.
          Применение экологически чистых строительных материалов.
       
                   III. Архитектурно - типологический аспект
       
          Разделение функциональных  групп  помещений  на  два комплекса:
       учебный и общешкольный.
          Автономия учебных  групп  помещений  по  возрастному признаку и
       функциональной принадлежности:
          - блок помещений начальной школы;
          - 1 и 2-4 классы (I ступень);
          - блок кабинетов 5-8 классов (II ступень);
          - блок кабинетов 9-11 классов (III ступень);
          - блок кабинетов по естественным наукам;
          - блок учебных мастерских и практикумов (технология);
          - учебно - информационный центр - библиотека.
          Возможность горизонтальных  связей  между  основными   учебными
       группами помещений и учебно - информационным центром.
          "Гибкая" организация  учебных   пространств,   опирающаяся   на
       укрупненный конструктивный модуль.
          Создание центра досуга в  составе  форума,  группы  зрительного
       зала, столовой - видеокафе и других общественных помещений.
          Включение в группу спорта игрового спортзала и бассейна.
          Развитая    среда    помещений    художественного   воспитания,
       творческого развития в области техники и юннатско -  биологической
       деятельности.
          Автономность функционирования комплекса по всем  функциональным
       группам помещений общешкольного центра.
          Органическая связь функциональных  групп  учебных  помещений  с
       учебно - опытной зоной и зоной отдыха земельной территории школы.
          Синтез современной   педагогической    технологии    школы    и
       выразительного   архитектурного   облика  здания,  основанного  на
       русских национальных традициях.
       
                          IV. Градостроительный аспект
       
          Переход от  единой  общеобразовательной школы к трехступенчатой
       системе обучения.
          Развитие и расширение сети зданий, многообразие их типов как по
       организационно  -  педагогической  структуре,  так  и  по   набору
       помещений.
          Наиболее характерные для г. Москвы типы школ:
          средняя школа I,  II и III ступеней  обучения,  предназначенная
       для новых городских микрорайонов;
          старшая школа   II-III   ступеней    обучения    (обслуживающая
       сложившуюся  сеть зданий),  где число параллелей старших возрастов
       (9-11  классы)  примерно  в  два  раза  больше  числа   параллелей
       основного (среднего) звена школы (5-8 или 7-8 классы).
          Приоритет школ  с  изменяемой  организационно  - педагогической
       структурой, решающих следующие задачи:
          - повышение  комфорта материальной среды существующих начальных
       и частично основных школ  в  соответствии  с  новыми  социально  -
       педагогическими   требованиями  за  счет  разукрупнения  и  вывода
       старших классов;
          - создание комплексов дифференцированного профильного обучения,
       с развитой материальной базой и  высококвалифицированными  кадрами
       преподавателей;
          - укрупнение сети и зданий общеобразовательных школ (исключение
       строительства мелких объектов при существующих школах).
       
            В. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО - ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
                    ПРОСТРАНСТВА ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ
       
          Объемно -  планировочная структура здания школы должна отвечать
       задачам удобной эксплуатации школы в учебное и внеучебное время.
          Структура здания должна основываться на выделении трех основных
       блоков помещений: общешкольного центра; учебного блока; связующего
       блока  между учебными и общешкольными помещениями.  Связующий блок
       включает в себя  входную  группу  помещений,  рекреационный  центр
       (центр  досуга)  и информационно - библиотечный комплекс.  Учебный
       блок и  общешкольный  центр  должны  непосредственно  примыкать  к
       связующему  блоку,  при  этом  обеспечивать возможность автономной
       эксплуатации.
          Школа должна  иметь  следующие функциональные группы помещений:
       1) подготовительные классы; 2) классы начальной школы; 3) классы -
       кабинеты основной школы;  4) кабинеты старшей школы;  5) помещения
       трудового обучения;  6) учебно  -  методический  центр  информации
       (библиотека)   и   учительские;  7) рекреационный  центр (досуга);
       8) комплекс зрительного зала;  9)  помещения  кружков и студий для
       свободного творчества;  10) спортивно - оздоровительный  комплекс;
       11) столовая;  12) вестибюльно - гардеробная группа; 13) помещения
       администрации и обслуживания.
          Предлагаемый состав  помещений (см.  приложение 1) рассчитан на
       особенности обучения в школах I,  II и III ступеней  с  изменяемой
       организационно -  педагогической  структурой и творческое развитие
       личности ученика  и  отвечает  требованиям  оптимальной  программы
       обучения и воспитания всех возрастных групп учащихся.
          Организационно - педагогическая структура школы должна отвечать
       задачам гибкого  реагирования на изменения возрастной комплектации
       учащихся в соответствии  с  конкретной  ситуацией  и  требованиями
       педагогики.
          Предлагаемая модель  двухпараллельной  школы  на  22-24  класса
       должна иметь  организационно - педагогическую структуру в пределах
       от 2 : 2 : 2  параллелей  (1-4; 5-8; 9-11 классы) для автономной и
       до 1 : 2 : 4  параллелей   учащихся  для  сетевой  школы  с учетом
       обслуживания ею существующих школ.
          Наполняемость учебной группы - 24 учащихся (с учетом деления на
       подгруппы для проведения практических работ).
          Функциональная модель  школы  должна быть построена по принципу
       ступеней обслуживания учащихся от  первичного  элемента  (класс  -
       кабинет)  к  целому организму (школьный комплекс) и охватывать все
       звенья учебного и воспитательного процессов:
          - нижняя   ступень   (повседневное   обслуживание)   -  учебное
       помещение класс - кабинет;
          - вторая  ступень  - группа учебных помещений,  связанных между
       собой  единым   взаимодополняющим   процессом   (учебная   секция,
       технологическая группа), в которой не все помещения используются в
       течение дня, но служат базой для организации полноценного обучения
       в течение недели;
          - третья ступень - группы учебных  секций  или  технологических
       групп помещений,  работающих в органической связи с информационным
       центром   школы   и   отдельными   специализированными    учебными
       помещениями, используемыми в течение месяца и во внеучебное время;
          - четвертая  (высшая)  ступень  -  как  целое   предусматривает
       необходимое  функционирование  и органическое взаимодействие между
       учебным  комплексом,  информационно  -  методическим   центром   и
       общешкольной  группой  помещений  в  течение полного дня,  недели,
       месяца,  года,  в котором тесно переплетаются учебная и внеучебная
       деятельность,   обеспечивается  в  конечном  итоге  разностороннее
       развитие личности и ее творческого потенциала.
          Архитектурно -  типологическая структура школы в соответствии с
       функциональной моделью  должна  иметь  следующую  пространственную
       организацию:
          - учебная  группа  -  информационно  -  методический  центр   -
       общешкольная группа  помещений  (три  комплекса,  связанных  между
       собой   в   единое   пространство   с   учетом   их    автономного
       функционирования и одновременно тесной связи);
          - учебная группа  помещений  должна  быть  дифференцирована  на
       школы  I,  II,  III  ступеней  обучения  и  технологические группы
       помещений, обслуживающие эти возрастные школы;
          - общешкольная  группа  помещений  должна  быть подразделена на
       отдельные функциональные группы по  назначениям  -  спорт,  группа
       зрительного   зала,   технического   творчества   и   юннатско   -
       биологической деятельности,  художественного  воспитания  (музыка,
       изобразительное искусство, хореография) и быта;
          - группа учебно -  методического  центра,  предназначенная  для
       обслуживания   учебной   и   общешкольной   функциональных   групп
       помещений,  должна  быть  связующим  звеном   между   учебными   и
       общешкольными помещениями.
          Учебные помещения,  дифференцированные по возрастному  принципу
       или   педагогической   технологии,  должны  решаться  по  принципу
       компактной их  организации  с  пространственными  центром  в  виде
       рекреационных  залов  или  аудиторий,  или ресурсных,  или игровых
       центров и т.д.,  обеспечивающих оптимальную  организацию  учебного
       процесса и внеурочного времени:
          - в школе I ступени - с игровым центром;
          - в школе II ступени - с универсальным рекреационным залом;
          - в школе III ступени - с аудиторией многоцелевого назначения;
          - в  блоках технологий и труда - с ресурсными или методическими
       центрами.
          Основное помещение школы  -  класс  - учебный кабинет -  должно
       отвечать  требованиям   активного   ведения   учебного   урока   с
       организацией как  фронтальных,  так  и  групповых и индивидуальных
       форм обучения с широким привлечением  технических  средств.  Иными
       словами,   класс  -  кабинет   должен  иметь  принципиально  новую
       пространственную структуру в отличие от традиционного класса.
          Помещение должно  включать  рабочую  зону  (размещение  учебных
       столов   учащихся),   рабочую   зону    учителя,    дополнительное
       пространство  для  размещения  учебно  -  наглядных пособий,  ТСО,
       личных  вещей  учащихся,  зону  для   групповой   работы   и   для
       индивидуальных занятий  учеников (особо успевающих и неуспевающих)
       и  возможности  активной  деятельности.   Эти   зоны   как   сумма
       пространств   должны   обеспечивать   оптимальные   условия  среды
       обитания:  углы рассматривания классной доски и наглядных  пособий
       во время  урока  по  всему  периметру стен (не менее 45 градусов),
       равномерность естественного освещения по всей плоскости  помещения
       с КЕО 2-2,5.
          Помещение оборудуется одноместными легкими ученическими столами
       и  значительным объемом встроенных шкафов,  а также дополнительным
       мобильным оборудованием для  решения  проблем  гибкой  организации
       пространства с целью активизации обучения.
          Не исключено  создание  части  кабинетов  только   с   верхними
       источниками естественного освещения,  позволяющими трактовать весь
       периметр стен в качестве "экрана" познания и ориентировать на  них
       учащихся  при  групповых  видах работы (каждой группе свой участок
       стены - экрана).
          Основные учебные помещения рекомендуется  располагать  не  выше
       2-го этажа.
          Земельная территория  школы  должна  содержать  следующие зоны:
       отдыха  и  досуга  учащихся;  спорта   (плоскостные   сооружения),
       ориентированные  в  основном на легкую атлетику,  игровые и зимние
       виды спорта;  учебно - опытной работы; хозяйственную. Озеленение -
       согласно действующим нормативам.
          Участок школы может содержать дополнительные зоны и сооружения,
       связанные  с  дифференцированным  обучением  старшего звена школы,
       например,  павильоны  неотапливаемые  для  физкультуры  на  свежем
       воздухе, площадки игр для детей младшего возраста и др.
          Особое место должно быть уделено благоустройству участка, малым
       архитектурным  формам,  элементу  оборудования  учебных площадок и
       плоскостных  сооружений,  а   также   озеленению   и   ландшафтной
       проработке всей территории школьного участка.
          Архитектура интерьера и экстерьера здания школы должна отвечать
       задачам  сохранения  традиций  в  русском зодчестве и одновременно
       отражать  принципиально  новое  содержание  здания,  связанное   с
       современной педагогической технологией, что дает возможность найти
       выразительный облик   общего   пластического    решения    здания,
       представляющего сумму учебных и общешкольных пространств.
          Интерьер здания в  целом  и  его  элементы  должны  настраивать
       ученика, его психологию на интерес к окружающей среде, к познанию,
       что положительно скажется на его успеваемости и здоровье.
          В сочетании выразительных архитектурных  решений  интерьеров  и
       фасадов зданий  с интересным решением озеленения и благоустройства
       участка - залог высокого архитектурного качества сооружения.
       
       
       
       
       
                                                           Приложение N 3
                                                   к Программе и условиям
                                                       заказного конкурса
       
                        ТАБЛИЦА ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ
                       ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
       
       ---T-------------------T----------T----------------T--------------¬
       ¦NN¦     Показатель    ¦ ед. изм. ¦  По программе  ¦ По проектному¦
       ¦пп¦                   ¦          ¦                ¦ предложению  ¦
       +--+-------------------+----------+----------------+--------------+
       ¦1. Расчетная площадь     кв. м                                   ¦
       ¦2. Общая площадь         кв. м                                   ¦
       ¦3. Площадь застройки     кв. м                                   ¦
       ¦4. Строительный объем    куб. м                                  ¦
       L------------------------------------------------------------------
       
          Примечание.  Подсчет   технико  -   экономических   показателей
       необходимо производить в соответствии с правилами,  установленными
       СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", приложение 3.
       
       
       
       
       
                                                           Приложение N 2
                                       к распоряжению первого заместителя
                                            премьера правительства Москвы
                                           от 3 ноября 1994 г. N 2134-РЗП
       
                                     СМЕТА
                   РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЗНОГО КОНКУРСА
                      НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
                           ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
                              ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ
                                 ДЛЯ Г. МОСКВЫ
       
       ---T------------------------------------------------T-------------¬
       ¦NN¦         Наименование расходов                  ¦Стоимость    ¦
       ¦пп¦                                                ¦в млн. руб.  ¦
       +--+------------------------------------------------+-------------+
       ¦1 ¦                   2                            ¦      3      ¦
       +--+------------------------------------------------+-------------+
       ¦1. Расходы на проектирование                                     ¦
       ¦   -------------------------                                     ¦
       ¦   Заказы на разработку 7 проектных предложений                  ¦
       ¦   (стоимостью 30.00 млн. руб. каждое)                 210.00    ¦
       +-----------------------------------------------------------------+
       ¦   Итого: двести десять миллионов рублей               210.00    ¦
       ¦2. Выплата премий                                                ¦
       ¦   --------------                                                ¦
       ¦   - одна первая (в размере 30.00 млн. руб.)            30.00    ¦
       ¦   - две вторые ( по 15.00 млн. руб. каждая)            30.00    ¦
       +-----------------------------------------------------------------+
       ¦   Итого: шестьдесят миллионов рублей                   60.00    ¦
       ¦3. Расходы на организацию и проведение конкурса                  ¦
       ¦   --------------------------------------------                  ¦
       ¦   а) разработка и согласование программы и                      ¦
       ¦      условий конкурса                                           ¦
       ¦   б) экспертиза проектных предложений                           ¦
       ¦   в) устройство выставки (монтажные,                            ¦
       ¦      демонтажные, погрузочные и другие работы)                  ¦
       ¦   г) обеспечение работы жюри конкурса                           ¦
       ¦   д) аренда помещений                                           ¦
       ¦   е) непредвиденные расходы на дополнительные                   ¦
       ¦      работы                                                     ¦
       +-----------------------------------------------------------------+
       ¦   Итого: сорок миллионов рублей                        40.00    ¦
       L------------------------------------------------------------------
       
          Всего: триста десять миллионов рублей               310.00
        

    ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

    ХXI век станет временем великих открытий в "науках о жизни", считают в Российской Академии Наук
    6 февраля 2004 г.

    Об исследованиях в области клонирования
    12 февраля 2004 г.

    К разработке вакцины против вируса атипичной пневмонии
    21 января 2004 г.

    Британским ученым удалось добиться серьезного успеха на пути к созданию вакцины от менингита
    6 января 2004 г. 

    Японские исследователи создали искусственную клетку, которая начала самостоятельную жизнь
    9 января 2004 г.

    Американские эксперты предлагают ввести контроль за научными разработками в области генной инженерии
    23 января 2004 г.