РАЗДЕЛЫ:
  • Городской совет
  • Лицензирование
  • Гортранспорт
  • ЖКХ
  • Городская администрация
  • Строительство
  • Жилищный фонд
  • Рыночные фонды
  • Госимущество
  • Комитеты
  • Федеральная собственность
  • Конгрес
  • Финансы
  • Региональные комиссии
  • Ипотека
  • Субсидии
  • Инвестиции
  • Недвижимость
  • Тендеры
  • Инвентаризация
  • Архитектура
  • Инфраструктура
  • Социальная сфера
  • Экономика
  • Муниципальная собственность
  • Налоговая инспекция
  • Торговля
  • Архитектурная реставрация
  • Проекты
  • Правовые нормы
  • Мероприятия
  • Культурно-оздоровительные центры
  • Бюджет
  • Приватизация
  • Внутренний рынок
  • Товарооборот
  • Ценообразование
  • Криминальная милиция
  • Фонды
  • Налогообложение
  • Предпринимательство
  • Закон
  • Промышленная политика
  • Таможенный комитет
  • Верховный суд
  • Экология города
  • Целевые программы
  • Законодательство
  • Юриспруденция
  • [ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.08.2002] ПУНКТ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 15.09.1999 N 542 И УТВЕРЖДЕННОЕ ИМ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УЧАСТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ ПРАВОМЕРНО ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ, ТАК КАК В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НЕ ВПРАВЕ ВЫСТУПАТЬ УЧАСТНИКАМИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ...
    По состоянию на ноябрь 2007 года
         ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
       
                                  ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                            от 9 августа 2002 года
       
                                                          Дело N 5-Г02-97
       
           Судебная коллегия   по   гражданским   делам  Верховного  Суда
       Российской Федерации в составе:
       
           председательствующего                            Нечаева В.И.,
           судей                                          Потапенко С.В.,
                                                                Кебы Ю.Г.
       
           рассмотрела   в  судебном   заседании  от  9 августа  2002  г.
       гражданское  дело по заявлению прокурора города Москвы о признании
       противоречащими  федеральному законодательству п.  2 постановления
       Правительства   Москвы   от   15.09.1999   N  542   "О   создании,
       реорганизации,    ликвидации    государственных   и  муниципальных
       предприятий  и учреждений  города  Москвы  и об  участии  города в
       хозяйственных  обществах"  (в редакции постановлений Правительства
       Москвы от 01.02.00 N 79,  от 27.06.2000 N 490) и  утвержденного им
       Положения   о  порядке   участия  города  Москвы  в  хозяйственных
       обществах  (приложение N 2)  по  кассационным жалобам Департамента
       государственного   и  муниципального   имущества   города  Москвы,
       Правительства  Москвы на решение Московского городского суда от 20
       марта 2002 г., которым пункт  2 постановления Правительства Москвы
       от  15.09.1999  N 542  "О  создании,   реорганизации,   ликвидации
       государственных  и муниципальных  предприятий  и учреждений города
       Москвы  и об  участии  города Москвы в хозяйственных обществах" (в
       редакции  постановлений Правительства Москвы от 01.02.00 N 79,  от
       27.06.2000 N 490) и  утвержденное  им Положение  о порядке участия
       города Москвы в хозяйственных обществах (приложение N 2)  признаны
       противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не
       подлежащими применению с момента их принятия.
           Заслушав   доклад   судьи  Ю.Г.   Кебы,   выслушав  объяснения
       представителей Правительства Москвы Чичлинцева А.Ю.,  Департамента
       государственного и муниципального имущества города Москвы Макарова
       С.И.,    поддержавших   доводы   жалоб,    заключение   прокурора,
       участвующего  в суде первой инстанции,  Гнусенко О.Г.,  полагавшей
       решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия
       
                                  установила:
       
           прокурор  г.  Москвы  обратился в суд с заявлением о признании
       противоречащими федеральному  законодательству п.  2 постановления
       Правительства   Москвы   от   15.09.1999   N  542   "О   создании,
       реорганизации,    ликвидации    государственных   и  муниципальных
       предприятий  и учреждений  города  Москвы  и об  участии  города в
       хозяйственных  обществах"  (в редакции постановлений Правительства
       Москвы от 01.02.00 N 79,  от 27.06.2000 N 490) и  утвержденного им
       Положения   о  порядке   участия  города  Москвы  в  хозяйственных
       обществах  (приложение N 2),  указывая на то,  что государственные
       органы   и органы  местного  самоуправления  не  вправе  выступать
       участниками хозяйственных обществ.
           Представитель  Правительства  Москвы,  представитель интересов
       Департамента  государственного  и муниципального  имущества города
       Москвы, с требованиями прокурора не согласился.
           Представитель  Территориального  управления по городу Москве и
       Московской   области   Министерства  по  антимонопольной  политике
       заявление прокурора поддержал.
           Московским   городским   судом   постановлено  указанное  выше
       решение,   об   отмене   которого  в кассационных  жалобах  просят
       Правительство    Москвы    и   Департамент    государственного   и
       муниципального  имущества  города  Москвы,   указывая,  что  судом
       неправильно применены нормы материального права.
           Проверив  материалы  дела,  обсудив доводы кассационных жалоб,
       Судебная  коллегия  по  гражданским  делам  Верховного  Суда РФ не
       находит оснований к их удовлетворению.
           Принимая  решение  об удовлетворении заявления прокурора,  суд
       обоснованно  пришел к выводу,  что оспариваемый прокурором пункт 2
       постановления Правительства "О создании, реорганизации, ликвидации
       государственных  и муниципальных  предприятий  и учреждений города
       Москвы   и  об   участии   города  в  хозяйственных  обществах"  и
       утвержденное  им  Положение  о порядке  участия  города  Москвы  в
       хозяйственных обществах (приложение N 2) противоречат федеральному
       законодательству.
           В  соответствии с п.  4 ст.  66 ГК РФ государственные органы и
       органы  местного  самоуправления  не  вправе выступать участниками
       хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере,  если
       иное не определено в законе.
           Аналогичная   по   содержанию   норма   содержится   в ФЗ  "Об
       акционерных обществах" от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред.  Федеральных
       законов  от  13.06.1996  N 65-ФЗ,   от  24.05.1999  N 101-ФЗ,   от
       07.08.2001  N 120-ФЗ),  в п.  1 ст.  10 которого указывается,  что
       учредителями  общества являются граждане и (или) юридические лица,
       принявшие решение о его учреждении.
           Государственные  органы  и органы  местного  самоуправления не
       могут  выступать  учредителями общества,  если иное не установлено
       федеральными законами.
           Такие  положения содержит п.  2 ст.  7 Федерального закона "Об
       обществах   с ограниченной  ответственностью" N 14-ФЗ от 8 февраля
       1998 г.
           Таким  образом,   гражданское  законодательство  устанавливает
       запрет  государственным  органам и органам местного самоуправления
       на   участие  в акционерном  обществе,   однако  указанный  запрет
       действует  только  в том  случае,  если  иное  не установлено иным
       федеральным законом.
           Частью  2 п.  1.1  Положения о порядке участия города Москвы в
       хозяйственных   обществах   подчеркнуто,   что   порядок  создания
       акционерных   обществ   в процессе  приватизации  регламентируется
       законодательством о приватизации.
           В  настоящее  время действует Федеральный закон N 178-ФЗ от 21
       декабря 2001 г.  "О приватизации государственного и муниципального
       имущества".
           В  остальных  случаях  создание,   реорганизация  и ликвидация
       хозяйственных  обществ  с участием  города Москвы регламентируется
       Гражданским  кодексом  РФ,  Федеральными  законами "Об акционерных
       обществах",  "Об обществах с ограниченной ответственностью", а как
       указано  выше,  указанные  правовые акты запрещают государственным
       органам  и органам  местного  самоуправления выступать участниками
       хозяйственных обществ и быть вкладчиками в товариществах на вере.
           Таким   образом,   вывод   суда   о противоречии  оспариваемых
       положений  Правительства Москвы приведенным положениям Федеральных
       законов   и  ГК   РФ   соответствует  материалам  дела  и является
       правильным.
           Ссылка  в жалобах  на  то,   что  город  Москва   как  субъект
       Российской Федерации, являясь юридическим лицом, через свои органы
       вправе  участвовать  в создании  акционерных  обществ, основана на
       неправильном толковании норм материального права, а именно ст. ст.
       66  п.  4,  124,  125  ГК  РФ,  т.к.  в  данном случае речь идет о
       государственных  органах  и органах  местного  самоуправления,   в
       отношении которых в законе имеется запрет выступать учредителями и
       участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на
       вере.  Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы
       материального   и  процессуального   права   применены  правильно,
       предусмотренных ст.  306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда
       в кассационном порядке не имеется.
           Руководствуясь п.  1 ст.  305,  ст.  ст.  306,  311 ГПК РСФСР,
       Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
       Федерации
       
                                  определила:
       
           решение  Московского  городского  суда  от  20  марта  2002 г.
       оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы и
       Департамента  государственного  и муниципального  имущества города
       Москвы - без удовлетворения.
        

    ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

    ХXI век станет временем великих открытий в "науках о жизни", считают в Российской Академии Наук
    6 февраля 2004 г.

    Об исследованиях в области клонирования
    12 февраля 2004 г.

    К разработке вакцины против вируса атипичной пневмонии
    21 января 2004 г.

    Британским ученым удалось добиться серьезного успеха на пути к созданию вакцины от менингита
    6 января 2004 г. 

    Японские исследователи создали искусственную клетку, которая начала самостоятельную жизнь
    9 января 2004 г.

    Американские эксперты предлагают ввести контроль за научными разработками в области генной инженерии
    23 января 2004 г.