РАЗДЕЛЫ:
  • Городской совет
  • Лицензирование
  • Гортранспорт
  • ЖКХ
  • Городская администрация
  • Строительство
  • Жилищный фонд
  • Рыночные фонды
  • Госимущество
  • Комитеты
  • Федеральная собственность
  • Конгрес
  • Финансы
  • Региональные комиссии
  • Ипотека
  • Субсидии
  • Инвестиции
  • Недвижимость
  • Тендеры
  • Инвентаризация
  • Архитектура
  • Инфраструктура
  • Социальная сфера
  • Экономика
  • Муниципальная собственность
  • Налоговая инспекция
  • Торговля
  • Архитектурная реставрация
  • Проекты
  • Правовые нормы
  • Мероприятия
  • Культурно-оздоровительные центры
  • Бюджет
  • Приватизация
  • Внутренний рынок
  • Товарооборот
  • Ценообразование
  • Криминальная милиция
  • Фонды
  • Налогообложение
  • Предпринимательство
  • Закон
  • Промышленная политика
  • Таможенный комитет
  • Верховный суд
  • Экология города
  • Целевые программы
  • Законодательство
  • Юриспруденция
  • [РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ГКПИ03-424 ОТ 15.05.2003] В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ПУНКТОВ 4 И 5 ПРАВИЛ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.10.2002 N 781, ОТКАЗАНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ ФЗ "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПРИНЯТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ В ПРЕДЕЛАХ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ И НЕ СТАВЯТ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В НЕРАВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ...
    По состоянию на ноябрь 2007 года
         ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
       
                                    РЕШЕНИЕ
                        от 15 мая 2003 г. N ГКПИ03-424
       
           Именем Российской Федерации
       
           Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       
           председательствующего -
           судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
           при секретаре                                  Носовской Е.В.,
           с участием прокурора                          Гончаровой Н.Ю.,
       
           рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
       заявлению  Белоусовой  Ирины  Владимировны о признании незаконными
       пунктов 4 и 5 "Правил исчисления периодов работы,  дающей право на
       досрочное   назначение   трудовой   пенсии   по   старости  лицам,
       осуществлявшим  педагогическую  деятельность  в государственных  и
       муниципальных  учреждениях для детей,  в соответствии с подпунктом
       10  пункта 1 ст. 28  Федерального  закона  "О  трудовых  пенсиях в
       Российской  Федерации",  утвержденных Постановлением Правительства
       РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее Правила),
       
                                  установил:
       
           Белоусова И.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации
       с указанным выше требованием,  сославшись на то,  что оспариваемые
       пункты  Правил не соответствуют требованиям Федерального закона "О
       трудовых  пенсиях в Российской Федерации",  приняты Правительством
       РФ  с превышением  своих полномочий,  содержащиеся в них положения
       нарушают ее права на досрочное назначение трудовой пенсии.
           В  судебном  заседании  представитель заявительницы Ионов В.И.
       требование поддержал.
           Представители Правительства РФ Васильева Т.Ю.,  Цветкова И.О.,
       Бубнов  Д.В.  с предъявленным требованием не согласились и просили
       об  оставлении  его  без  удовлетворения,  сославшись  на то,  что
       оспариваемые  Правила,  в  том  числе  и пункты 4 и 5 этих Правил,
       приняты Правительством РФ в пределах своих полномочий и каких-либо
       охраняемых законом прав и интересов заявительницы не нарушают.
           Выслушав     объяснения     заявительницы,      представителей
       Правительства РФ,  исследовав материалы дела и заслушав заключение
       прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в
       удовлетворении   заявления  отказать,   Верховный  Суд  Российской
       Федерации  находит  его  не подлежащим удовлетворению по следующим
       основаниям.
           В  соответствии со ст.  13 Гражданского кодекса РФ нормативные
       акты,   не  соответствующие  закону  или  иным  правовым  актам  и
       нарушающие  права  и охраняемые  законом  интересы  гражданина или
       юридического  лица,  могут  быть  признаны судом недействительными
       (недействующими).
           Как  установлено судом,  Постановлением Правительства РФ от 29
       октября  2002  г.  N  781  утверждены "Правила исчисления периодов
       работы,  дающей  право  на досрочное назначение трудовой пенсии по
       старости  лицам,   осуществлявшим  педагогическую  деятельность  в
       государственных   и  муниципальных   учреждениях   для   детей   в
       соответствии  с подпунктом 10 пункта 1 ст.  28 Федерального закона
       "О  трудовых  пенсиях  в Российской  Федерации",  а  также  Список
       должностей  и учреждений,  работа  в которых  засчитывается в стаж
       работы,  дающей  право  на досрочное назначение трудовой пенсии по
       старости этим лицам.
           Согласно пункту 4 оспариваемых Правил периоды выполнявшейся до
       1 сентября 2000 г.  работы в должностях в учреждениях, указанных в
       Списке,  засчитываются  в стаж  независимо от условия выполнения в
       эти  периоды  нормы  рабочего  времени (педагогической или учебной
       нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения
       (суммарно  по  основному  и другим  местам  работы) нормы рабочего
       времени  (педагогической  или учебной нагрузки),  установленной за
       ставку  заработной  платы,  за  исключением случаев,  определенных
       настоящими Правилами.
           Пунктом  5 этих же Правил предусмотрено,  что периоды работы в
       должности  музыкального  руководителя  засчитываются в стаж работы
       при  условии  выполнения  (суммарно  по  основному и другим местам
       работы)   нормы   рабочего  времени  (педагогической  или  учебной
       нагрузки), установленной за ставку заработной платы, независимо от
       времени, когда выполнялась эта работа.
           По  утверждению  представителей Правительства РФ,  до 1 января
       2002  г.  (до  принятия  ФЗ  "О  трудовых  пенсиях в РФ") право на
       досрочную  трудовую  пенсию  по  старости в связи с педагогической
       деятельностью  в государственных  и муниципальных  учреждениях для
       детей   (пенсию   за   выслугу   лет   в  связи   с педагогической
       деятельностью   в  школах   и  других   учреждениях   для   детей)
       определялось   с  учетом   соответствующего   Списка  профессий  и
       должностей   работников   народного   образования,   утвержденного
       Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463,
       а  также  Списка  должностей,  работа  в которых  засчитывалась  в
       выслугу,  утвержденного  Постановлением  Правительства  РФ  от  22
       сентября  1999  г.  N  1067 (в редакции Постановления от 1 февраля
       2001 г. N 79).
           Разделом  "Наименование  должностей" Списка от 6 сентября 1991
       года  должность  "Музыкальный руководитель" не была предусмотрена,
       т.е.  работа  в этой  должности  до  1 ноября  1999  г.  права  на
       досрочную  трудовую  пенсию по старости (пенсию за выслугу лет) не
       давала.
           Списком  от  22 сентября 1999 г.  была предусмотрена должность
       "Музыкальный руководитель" и работа в этой должности,  начиная с 1
       ноября  1999  г.,  стала  засчитываться  в стаж,  дающий  право на
       досрочную  трудовую  пенсию  за выслугу лет при условии выполнения
       суммарно  по  основному  и другим  местам  работы  нормы  рабочего
       времени  (педагогической  или учебной нагрузки),  установленной за
       ставку заработной платы.
           Оспариваемыми  Правилами  ранее действующий порядок исчисления
       периодов  работы,  дающей  право  на досрочное назначение трудовой
       пенсии, в отношении музыкальных руководителей сохранен.
           Более того,  пунктом 5 этих Правил предусмотрено,  что периоды
       работы в этой должности засчитываются им в стаж работы при условии
       выполнения  нормы рабочего времени,  независимо от времени,  когда
       выполнялась  эта работа,  т.е.  их права,  в части зачета периодов
       работы  в льготный  стаж,   по  сравнению  с ранее  действовавшими
       Правилами и Списками, расширены.
           Право  утверждать  такого  рода Списки и Правила предоставлено
       законом  Правительству  РФ,  что им и было сделано при утверждении
       оспариваемых Правил.
           Эти  утверждения  представителей  Правительства РФ материалами
       дела не опровергнуты.
           Не  представлено  каких-либо  убедительных  доказательств в их
       опровержение и представителем заявительницы.
           Анализ    содержания   оспариваемых   пунктов   Правил   также
       свидетельствует   о  соответствии   их   требованиям  действующего
       законодательства Российской Федерации.
           При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
       каких-либо предусмотренных  ст.  13  ГК РФ оснований для признания
       оспариваемых пунктов Правил незаконными не имеется.
           Довод  заявительницы  о том,  что  содержащиеся в оспариваемых
       пунктах  Правил требования,  в нарушение положений Конституции РФ,
       ставят  музыкальных  руководителей  в неравное положение с другими
       педагогическими работниками в части исчисления льготного стажа, не
       может быть признан обоснованным.
           Согласно  пп.  10  пункта  1 ст.  28  Федерального  закона  "О
       трудовых  пенсиях  в РФ"  от  17  декабря 2001 года,  введенного в
       действие   с  1  января   2002   года,   лицам  не  менее  25  лет
       осуществлявшим  педагогическую  деятельность  в государственных  и
       муниципальных  учреждениях  для детей,  независимо от их возраста,
       устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.
           Пунктом   3  этой   же   нормы   предусмотрено,   что   Списки
       соответствующих  работ,  профессий,  должностей,  специальностей и
       учреждений,  с  учетом  которых  назначается  трудовая  пенсия  по
       старости  в соответствии  с пп.  7 - 13 пункта 1 настоящей статьи,
       правила  исчисления  периодов  работы  (деятельности) и назначения
       указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
           Указанным  выше  Постановлением  Правительства  РФ  утверждены
       Списки работ,  профессий, должностей и учреждений, а также Правила
       исчисления  периодов работы,  дающей право на досрочное назначение
       трудовой пенсии.
           Пунктами   4  и  5  этих   Правил  предусмотрены  должности  и
       учреждения,  а  также  условия  работы в них,  при которых периоды
       работы засчитываются в льготный трудовой стаж.
           Исходя  из  содержания  пункта  5 Правил,  как уже приводилось
       выше,   периоды   работы   в должности  музыкального  руководителя
       включаются  в льготный  стаж  работы  независимо  от  того,  когда
       протекала  эта  работа,  но  при  условии  выполнения (суммарно по
       основному   и  другим   местам   работы)  нормы  рабочего  времени
       (педагогической  или  учебной  нагрузки),  установленной за ставку
       заработной платы.
           На  таких же условиях засчитывались периоды работы в должности
       музыкального руководителя в льготный трудовой стаж с 1 ноября 1999
       г.  и Правилами,  утвержденными Правительством РФ 22 сентября 1999
       г.  (ранее  музыкальным  руководителям  работа  в этой должности в
       льготный трудовой стаж не засчитывалась).
           Следовательно,   в   силу   п. 5 новых  Правил  заявительница,
       работавшая  в указанной  должности,  приобрела  право на досрочное
       назначение  трудовой  пенсии  по  старости  за все прошлые периоды
       работы,  а не с 1 ноября 1999 г., как это было предусмотрено ранее
       действовавшими Правилами.
           Ссылка  заявительницы  и ее представителя на то,  что работа в
       должности  музыкального руководителя засчитывалась в льготный стаж
       и  по Спискам,  утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР
       от  6 сентября 1991 г.  N 463,  не может быть принята во внимание,
       поскольку  должность  музыкального руководителя в указанные списки
       вообще   не   включалась   и была  включена  в такие  списки  лишь
       Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067.
           Утверждение заявительницы о том, что, признав утратившими силу
       ранее действовавшие по этому вопросу Постановления,  Правительство
       РФ  тем  самым лишило музыкальных руководителей права на включение
       работы  в этой должности в льготный трудовой стаж за прошлое время
       независимо от нормы рабочего времени,  также не может быть принято
       во  внимание,  так  как в соответствии с общими правилами правовые
       акты,  если им не придано обратной силы, действуют со дня введения
       их в действие.
           Оспариваемые Правила введены в действие в ноябре 2002 года и с
       этого    времени    утратили   силу   указанные   в  Постановлении
       Правительства  РФ  ранее  действовавшие его правовые акты по этому
       вопросу,  т.е.  до  принятия новых Правил и в соответствии с ними,
       если  они  не  ухудшали положение работников по сравнению с новыми
       Правилами,    должен    исчисляться    льготный    трудовой   стаж
       педагогических    работников,    в    том   числе   и  музыкальных
       руководителей.
           Как  уже  отмечалось  выше,  права музыкальных руководителей в
       части исчисления льготного трудового стажа в соответствии с новыми
       Правилами не нарушаются.
           Что  касается положений,  содержащихся в п.  4 Правил,  то они
       также  соответствуют  требованиям  закона  и прав заявительницы не
       нарушают.
           Различные подходы к исчислению льготного педагогического стажа
       отдельных   категорий   работников,   в  том  числе  и музыкальных
       руководителей,   обусловлены   условиями  и характером  их  труда,
       которые определяются Министерством образования РФ. Исходя из этого
       и  был  определен  порядок  исчисления льготного стажа музыкальных
       руководителей,   что   не  противоречит  требованиям  действующего
       законодательства РФ и норм международного права.
           Указанные  выше  Правила приняты Правительством РФ в пределах,
       предоставленных ему законом полномочий (п. 3 ст. 28 ФЗ "О трудовых
       пенсиях  в РФ"),  а  поэтому  суд не может согласиться с доводом о
       том,   что   они   приняты   Правительством   с превышением  своих
       полномочий.
           На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 194 - 198 и
       253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
       
                                    решил:
       
           заявление Белоусовой И.В.  о признании незаконными пунктов 4 и
       5  "Правил  исчисления периодов работы,  дающей право на досрочное
       назначение  трудовой  пенсии  по  старости  лицам,  осуществлявшим
       педагогическую   деятельность   в государственных  и муниципальных
       учреждениях для детей, в соответствии с пп.  10 пункта 1 ст. 28 ФЗ
       "О   трудовых   пенсиях   в  РФ",    утвержденных   Постановлением
       Правительства  РФ  от  29  октября  2002 года N 781,  оставить без
       удовлетворения.
           Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
       коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
       дня его вынесения в окончательной форме.
        

    ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

    ХXI век станет временем великих открытий в "науках о жизни", считают в Российской Академии Наук
    6 февраля 2004 г.

    Об исследованиях в области клонирования
    12 февраля 2004 г.

    К разработке вакцины против вируса атипичной пневмонии
    21 января 2004 г.

    Британским ученым удалось добиться серьезного успеха на пути к созданию вакцины от менингита
    6 января 2004 г. 

    Японские исследователи создали искусственную клетку, которая начала самостоятельную жизнь
    9 января 2004 г.

    Американские эксперты предлагают ввести контроль за научными разработками в области генной инженерии
    23 января 2004 г.