РАЗДЕЛЫ:
  • Городской совет
  • Лицензирование
  • Гортранспорт
  • ЖКХ
  • Городская администрация
  • Строительство
  • Жилищный фонд
  • Рыночные фонды
  • Госимущество
  • Комитеты
  • Федеральная собственность
  • Конгрес
  • Финансы
  • Региональные комиссии
  • Ипотека
  • Субсидии
  • Инвестиции
  • Недвижимость
  • Тендеры
  • Инвентаризация
  • Архитектура
  • Инфраструктура
  • Социальная сфера
  • Экономика
  • Муниципальная собственность
  • Налоговая инспекция
  • Торговля
  • Архитектурная реставрация
  • Проекты
  • Правовые нормы
  • Мероприятия
  • Культурно-оздоровительные центры
  • Бюджет
  • Приватизация
  • Внутренний рынок
  • Товарооборот
  • Ценообразование
  • Криминальная милиция
  • Фонды
  • Налогообложение
  • Предпринимательство
  • Закон
  • Промышленная политика
  • Таможенный комитет
  • Верховный суд
  • Экология города
  • Целевые программы
  • Законодательство
  • Юриспруденция
  • РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 28.02.2003 N ГКПИ 03-52 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 8 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 13.05.1992 N 312 "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ"
    По состоянию на ноябрь 2007 года
         ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
       
                                    РЕШЕНИЕ
                      от 28 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-52
       
           Именем Российской Федерации
       
           Верховный Суд РФ в составе:
       
           председательствующего -
           судьи Верховного Суда РФ                     Романенкова Н.С.,
           при секретаре                                   Савченко Д.В.,
           адвокатов                                         Сычева В.П.,
                                                         Шелеметьева К.Ф.
       
           рассмотрел  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
       заявлению ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" о признании недействующим
       пункта  8 Постановления  Правительства  Российской Федерации от 13
       мая  1992  г.  N  312  "О  неотложных  мерах  по  экономической  и
       социальной защите системы образования",
       
                                  установил:
       
           жилищно-строительный  кооператив  "Исток-2  / вторая  очередь"
       обратился  в Верховный  Суд  Российской  Федерации  с заявлением о
       признании недействующим п.  8 Постановления Правительства РФ от 13
       мая  1992  г.  N  312  "О  неотложных  мерах  по  экономической  и
       социальной защите системы образования".
           Как указывает заявитель,  положения оспариваемого нормативного
       правового  акта  не  соответствуют  действующему  законодательству
       Российской  Федерации  и нарушают  права  и законные интересы ЖСК,
       которому  был  выделен  земельный участок для строительства жилого
       дома,  но  решением  арбитражного суда постановление администрации
       города     о   предоставлении    земельного    участка    признано
       недействительным.
           В  суде  представители ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" адвокаты
       Шелеметьев  К.Ф.  и Сычев В.П.  поддержали заявленные требования и
       пояснили,  что  федеральное  законодательство  не  предусматривает
       участие отраслевых министерств в изъятии земель, поэтому наделение
       пунктом  8 Постановления  Правительства  РФ  Минобразования России
       полномочиями  по регулированию земельных отношений в части изъятия
       земель,   предоставленных  учреждениям  образования,  противоречит
       действующему законодательству.
           Представители    заинтересованного   лица   Правительства   РФ
       Сергунина  Н.А.,  Федорова  О.В.  возражали  против удовлетворения
       заявления  и пояснили суду,  что оспариваемый нормативный правовой
       акт   не   нарушает   прав   и  законных   интересов  заявителя  и
       соответствует действующему законодательству.
           Выслушав   объяснения   представителей  ЖСК  "Исток-2  (вторая
       очередь)" адвокатов Шелеметьева К.Ф.,  Сычева В.П., представителей
       заинтересованного лица Правительства РФ Сергуниной Н.А., Федоровой
       О.В.,   исследовав  материалы  дела  и заслушав  судебные  прения,
       Верховный  Суд  Российской  Федерации  не  находит  оснований  для
       удовлетворения заявленных требований.
           Согласно  ст.  13  ГК  РФ в случаях,  предусмотренных законом,
       нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам
       и  нарушающий  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
       гражданина  или  юридического  лица,   может  быть  признан  судом
       недействительным.
           Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской
       Федерации"  предусматривает  возможность  обжалования  в суд актов
       Правительства Российской Федерации.
           Правительство  Российской  Федерации  13  мая  1992 г.  издало
       Постановление   N 312  "О  неотложных  мерах  по  экономической  и
       социальной защите системы образования".
           Пунктом   8 Постановления  установлено,   что  не  допускается
       изъятие  или  изменение служебного назначения зданий и сооружений,
       используемых  учреждениями,  предприятиями и организациями системы
       образования,    предоставленных   им   земельных   участков,   без
       согласования  с Министерством  образования  Российской Федерации и
       Министерством   науки,   высшей   школы   и  технической  политики
       Российской Федерации.
           В  соответствии  с пунктом  3 статьи  3 Земельного  кодекса РФ
       имущественные  отношения  по владению,  пользованию и распоряжению
       земельными   участками,   а  также  по  совершению  сделок  с ними
       регулируются   гражданским   законодательством,   если   иное   не
       предусмотрено   земельным,   лесным,   водным   законодательством,
       законодательством   о  недрах,   об   охране   окружающей   среды,
       специальными федеральными законами.
           Федеральный  закон  "О  введении в действие Земельного кодекса
       Российской  Федерации",  Земельный  кодекс  Российской  Федерации,
       Федеральный  закон  "О разграничении государственной собственности
       на  землю" устанавливают,  что земельные участки,  не переданные в
       частную собственность (собственность физических и юридических лиц)
       на  момент  принятия указанных законодательных актов,  находятся в
       неразграниченной государственной собственности.
           Из    объяснений    представителя    заинтересованного    лица
       Правительства РФ Сергуниной Н.А.  следует,  что земельные участки,
       находящиеся   в  неразграниченной  государственной  собственности,
       могут  передаваться  в федеральную  собственность,   собственность
       субъекта  Российской  Федерации  и муниципальную  собственность  в
       порядке, предусмотренном земельным законодательством.
           В силу пункта 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного
       кодекса  Российской  Федерации"  до  разграничения государственной
       собственности  на  землю  порядок  распоряжения указанными землями
       может быть определен Правительством Российской Федерации.
           Пунктом     8   Постановления    предусмотрено    обязательное
       предварительное    согласование    с   Министерством   образования
       Российской    Федерации    предоставленных   учреждениям   системы
       образования земельных участков в случае их изъятия.
           В   соответствии   с  пунктом   1  статьи  39  Закона  РФ  "Об
       образовании"  за  образовательным  учреждением в целях обеспечения
       образовательной   деятельности   в  соответствии   с  его  уставом
       учредитель закрепляет объекты права собственности (землю,  здания,
       сооружения,  имущество,  оборудование,  а также другое необходимое
       имущество  потребительского,   социального,   культурного  и иного
       назначения),  принадлежащие  учредителю на праве собственности или
       арендуемые им у третьего лица (собственника).
           Земельные   участки   закрепляются   за   государственными   и
       муниципальными    образовательными    учреждениями   в  бессрочное
       бесплатное пользование.
           Федеральный  закон "О высшем и послевузовском профессиональном
       образовании"  в пункте  3 статьи 27 также предусматривает,  что за
       государственным   и  муниципальным   высшим   учебным   заведением
       закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему
       в установленном порядке земельные участки.
           Земельный  кодекс  РФ  в статье  20  устанавливает,  что право
       постоянного     (бессрочного)     пользования    находящимися    в
       государственной   или   муниципальной   собственности   земельными
       участками,  возникшее  у граждан или юридических лиц до введения в
       действие настоящего Кодекса, сохраняется.
           При этом граждане или юридические лица,  обладающие земельными
       участками  на  праве  постоянного  (бессрочного)  пользования,  не
       вправе распоряжаться этими земельными участками.
           Лицо,  которому  земельный  участок  предоставлен в постоянное
       пользование,  осуществляет  владение и пользование этим участком в
       пределах,  установленных законом, иными правовыми актами и актом о
       предоставлении  участка  в пользование  (статья  269  Гражданского
       кодекса РФ).
           Из   анализа   гражданского   законодательства,    земельного,
       законодательства  в сфере  образования  следует,  что распоряжение
       учреждениями  системы  образования  предоставленных  им  на  праве
       постоянного  (бессрочного)  пользования земельными участками может
       регулироваться     нормативными     правовыми    актами    высшего
       исполнительного органа государственной власти.
           Согласно пункту 2 статьи 2 Земельного кодекса РФ Правительство
       Российской  Федерации  принимает  решения,  регулирующие земельные
       отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом,
       федеральными  законами,  а  также  указами  Президента  Российской
       Федерации, регулирующими земельные отношения.
           При  таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы
       заявителя   о несоответствии  пункта  8 Постановления  требованиям
       действующего законодательства.
           Ссылки  представителей  ЖСК  "Исток-2 / вторая очередь" на то,
       что  порядок  изъятия  земель,   находящихся  в государственной  и
       муниципальной  собственности  предусмотрен  Земельным  кодексом РФ
       (статьи  28  - 31),   а  порядок  изъятия  земель,  находящихся  в
       муниципальной  собственности, также  регулируется  Законом  РФ "Об
       общих  принципах  организации местного самоуправления в Российской
       Федерации"  (статьи  6,   29)  не  могут  служить  основанием  для
       удовлетворения заявленных требований.
           Как  указывалось  выше,  Федеральным  законом  "О  введении  в
       действие  Земельного  кодекса  Российской Федерации" Правительству
       Российской   Федерации   предоставлено   право   до  разграничения
       государственной   собственности   на   землю   определять  Порядок
       распоряжения указанными землями.
           Предусмотренные  пунктом  4 статьи  28  Земельного  кодекса РФ
       основания  для  отказа  в предоставлении в собственность граждан и
       юридических  лиц  земельных  участков  предполагают  регулирование
       отношений  по  предоставлению  свободных земельных участков,  а не
       тех,  которые  уже  предоставлены  юридическим  лицам в постоянное
       (бессрочное) пользование.
           Принятие  арбитражным  судом решения о признании постановления
       администрации города о предоставлении заявителю земельного участка
       для   строительства   жилого   дома   недействительным   не  может
       рассматриваться   как   нарушение  гражданских  прав  и охраняемых
       законом  интересов  юридического  лица,  т.к.  последнее не лишено
       возможности   обжаловать  состоявшиеся  судебные  постановления  в
       порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
           Учитывая,  что  положения оспариваемого нормативного правового
       акта изданы в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют
       действующему  законодательству  и не  нарушают гражданские права и
       охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, заявление
       ЖСК "Исток-2 / вторая очередь" не подлежит удовлетворению.
           На  основании  изложенного и руководствуясь ст.  ст. 194, 195,
       198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
       
                                    решил:
       
           заявление    ЖСК   "Исток-2 / вторая   очередь"   о  признании
       недействующим   пункта  8 Постановления  Правительства  Российской
       Федерации  от  13  мая  1992  г.  N  312  "О  неотложных  мерах по
       экономической  и социальной защите системы образования" - оставить
       без удовлетворения.
           Решение   может   быть   обжаловано   в Кассационную  коллегию
       Верховного  Суда  Российской  Федерации  в течение  10  дней после
       вынесения судом решения в окончательной форме.
        

    ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

    ХXI век станет временем великих открытий в "науках о жизни", считают в Российской Академии Наук
    6 февраля 2004 г.

    Об исследованиях в области клонирования
    12 февраля 2004 г.

    К разработке вакцины против вируса атипичной пневмонии
    21 января 2004 г.

    Британским ученым удалось добиться серьезного успеха на пути к созданию вакцины от менингита
    6 января 2004 г. 

    Японские исследователи создали искусственную клетку, которая начала самостоятельную жизнь
    9 января 2004 г.

    Американские эксперты предлагают ввести контроль за научными разработками в области генной инженерии
    23 января 2004 г.