РАЗДЕЛЫ:
  • Городской совет
  • Лицензирование
  • Гортранспорт
  • ЖКХ
  • Городская администрация
  • Строительство
  • Жилищный фонд
  • Рыночные фонды
  • Госимущество
  • Комитеты
  • Федеральная собственность
  • Конгрес
  • Финансы
  • Региональные комиссии
  • Ипотека
  • Субсидии
  • Инвестиции
  • Недвижимость
  • Тендеры
  • Инвентаризация
  • Архитектура
  • Инфраструктура
  • Социальная сфера
  • Экономика
  • Муниципальная собственность
  • Налоговая инспекция
  • Торговля
  • Архитектурная реставрация
  • Проекты
  • Правовые нормы
  • Мероприятия
  • Культурно-оздоровительные центры
  • Бюджет
  • Приватизация
  • Внутренний рынок
  • Товарооборот
  • Ценообразование
  • Криминальная милиция
  • Фонды
  • Налогообложение
  • Предпринимательство
  • Закон
  • Промышленная политика
  • Таможенный комитет
  • Верховный суд
  • Экология города
  • Целевые программы
  • Законодательство
  • Юриспруденция
  • [РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ N ВКПИ00-33 ОТ 11.10.2000] О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ П. 3 И ПП. "Б" П. 6 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.09.1994 N 1093 "О ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, САНАТОРНОКУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ И ОТДЫХОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ"
    По состоянию на ноябрь 2007 года
         ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                       
                                    РЕШЕНИЕ
                       от 11 октября 2000 г. N ВКПИ00-33
       
           Именем Российской Федерации
       
           Верховный Суд Российской Федерации в составе:
       
           председательствующего
           генерал-лейтенанта юстиции                    Пархомчука Ю.В.,
           при секретаре старшем
           лейтенанте юстиции                               Нечаеве С.В.,
           с участием военного
           прокурора управления
           Главной военной прокуратуры
           подполковника юстиции                            Грибова О.В.,
           представителей Председателя
           Общероссийского политического
           движения "В поддержку армии,
           оборонной промышленности
           и военной науки" -                                         И.,
           граждан                                               П. и Д.,
           представителя
           Правительства РФ
           подполковника юстиции                           Ткаченко И.В.,
       
           рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское  дело  по
       жалобе  председателя указанного выше Общероссийского  политического
       движения  о  признании незаконным п. 10 Постановления Правительства
       РФ  от  26  сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов,
       связанных   с  оказанием  медицинской  помощи,  санаторно-курортным
       лечением  и  отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных  с  военной
       службы,   и  членов  их  семей",  а  также  дополнения   к   жалобе
       представителей заявителя П. и Д. о признании незаконным пункта 3  и
       п. 6б названного Постановления Правительства РФ,
       
                                  установил:
       
           И.  обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанными
       требованиями,    поскольку   считает,   что   п.   10    названного
       Постановления  Правительства, которым оно введено в  действие  с  1
       января  1994 года, противоречит Постановлению Верховного Совета  РФ
       от  22  января  1993 года N 4339-1 "О порядке введения  в  действие
       Закона  РФ "О статусе военнослужащих", которым данный Закон  введен
       в действие с 1 января 1993 г.
           В дополнениях к жалобе представители заявителя просят признать,
       что  п.  3 Постановления Правительства РФ противоречит п. 4 ст.  16
       Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76 от 27 мая  1998
       г.,  поскольку  этим  пунктом предусмотрено, что  военнослужащие  и
       члены  их семей во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным
       лечением   и   организованным  отдыхом  за  плату,  тогда   как   в
       приведенном   пункте   ст.  16  нового  Закона   установлено,   что
       военнослужащие в таких случаях оплачивают 25 процентов, а члены  их
       семей 50 процентов стоимости путевки.
           Кроме   того,   в   ст.   16   Закона  предусматривается,   что
       военнослужащие  и члены их семей обеспечиваются, помимо  санаторно-
       курортного  и  других видов лечения, также отдыхом в пансионатах  и
       детских   оздоровительных  лагерях,  тогда  как  п.  3   названного
       Постановления Правительства РФ это не предусмотрено.
           Пункт  6б Постановления Правительства РФ противоречит п. 5  ст.
       16  этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих и членов
       их  семей,  указанные в пунктах 2 - 4 данной статьи, распространены
       также  на военнослужащих при общей продолжительности военной службы
       25  лет и более вне зависимости от основания увольнения и членов их
       семей,  а  также  на  прапорщиков и мичманов, уволенных  с  военной
       службы    по    перечисленным    в   Законе    основаниям,    общая
       продолжительность  военной  службы  которых  составляет  20  лет  и
       более.
           В   судебном  заседании  представители  И.,  действовавшие   по
       доверенности  от  12 августа 1998 г., П. и Д. поддержали  жалобу  и
       пояснили,  что  они  настаивают  на  признании  незаконным  п.   10
       Постановления Правительства РФ от 26 сентября 1994  г.  N  1093  со
       дня  его принятия, поскольку полагают, что несвоевременное введение
       в  действие  Постановления Правительства РФ  грубо  нарушило  права
       военнослужащих и членов их семей на получение денежной  компенсации
       к  отпуску,  установленной Законом "О статусе военнослужащих"  1993
       г.  Это  привело  к тому, что указанные лица были лишены  права  на
       получение такой компенсации в течение года.
           Обосновывая дополнительные требования, представители  заявителя
       ссылались  на  то,  что в Постановлении предусмотрено  приобретение
       военнослужащими  и  членами  их семей  путевок  в  санатории,  дома
       отдыха  и  на туристические базы Министерства обороны РФ за  плату,
       тогда  как  в  Законе "О статусе военнослужащих" 1998 года  путевки
       должны  оплачиваться частично - в размере 25 и 50 процентов.  Кроме
       того,  в  новом  Законе  расширен круг мест организованного  отдыха
       военнослужащих  и  членов  их  семей  -  пансионатами  и   детскими
       оздоровительными  лагерями, а предусмотренные  п.  2  -  4  ст.  16
       Закона  льготы  для военнослужащих и членов их семей  расширены  на
       военнослужащих  и  их  семьи  при общей  продолжительности  военной
       службы  военнослужащего 25 лет и более вне зависимости от основания
       увольнения.  Кроме  того,  эти  льготы  распространены   также   на
       прапорщиков  и мичманов, уволенных с военной службы по указанным  в
       Законе  основаниям, общая продолжительность военной службы  которых
       составляет  20  лет  и  более.  В  связи  с  приведенными   данными
       Постановление   Правительства  РФ  в  указанных  его   пунктах   не
       соответствует Закону.
           Представитель  Правительства РФ подполковник  юстиции  Ткаченко
       И.В., осуществляющий свои полномочия по поручению Правительства  РФ
       N  ВМ-П4-19482 (письмо Аппарата Правительства РФ от 22 июля 2000 г.
       N  П4-2104),  в  порядке  передоверия,  по  доверенности,  выданной
       первым заместителем Министра обороны РФ, N 332 от 25 июля 2000  г.,
       предложил отказать в удовлетворении жалобы И. и дополнений  к  ней.
       При   этом  он  сослался  на  то,  что  срок,  в  течение  которого
       Правительству   РФ  необходимо  было  определить  порядок   выплаты
       денежной  компенсации  военнослужащим и их семьям,  предусмотренный
       п.  4  ст.  16  Закона, определен не был. Названным  Постановлением
       военнослужащие права на получение такой компенсации не лишались,  и
       эти  свои  права они могли защищать вплоть до обращения в  судебные
       инстанции.
           Что  касается  оплаты  военнослужащими  стоимости  путевок,  то
       Правительству  РФ  в  Законе не поручалось определить  размер  этой
       оплаты.  В  реальной  действительности, как до принятия  Закона  "О
       статусе  военнослужащих" 1993 г., так в период  его  действия  и  в
       настоящее   время,  военнослужащие  и  члены  их  семей  оплачивают
       стоимость  путевки  на  льготных условиях:  военнослужащие  25%,  а
       члены их семей 50% стоимости.
           Такие   льготы  для  военнослужащих  были  предусмотрены  ранее
       действовавшими  в Вооруженных Силах нормативными документами,  а  в
       настоящее время они содержатся в Приказе Министра обороны РФ N  360
       от  20  августа 1999 г. "О порядке санаторно-курортного обеспечения
       в  Вооруженных Силах РФ" (с изменениями, внесенными 6 февраля  2000
       г.).
           Кроме того, в 1999 году разработан и направлен для согласования
       в    соответствующие   государственные   органы    проект    нового
       Постановления Правительства РФ по обсуждаемым вопросам,  в  котором
       финансирование расходов, связанных с оказанием медицинской  помощи,
       обеспечением  санаторно-курортным лечением и  отдыхом  на  льготных
       условиях  военнослужащих и членов их семей, выплатой им компенсации
       и  др.  вопросам,  приведено  в полное соответствие  с  Законом  "О
       статусе  военнослужащих" 1998 года. Однако  до  настоящего  времени
       Постановление еще не принято.
           Заслушав     объяснения    сторон,    исследовав     письменные
       доказательства,  а  также  выслушав заключение  военного  прокурора
       управления   Главной  военной  прокуратуры  подполковника   юстиции
       Грибова  О.В.,  полагавшего необходимым отказать  в  удовлетворении
       жалобы   И.  в  части  признания  незаконным  п.  10  Постановления
       Правительства  РФ  N  1093  от  26 сентября  1999  года,  поскольку
       предусмотренная  Законом  норма о выплате  военнослужащим  денежной
       компенсации к отпуску Постановлением Правительства не отменялась  и
       не  устанавливалась отсрочка ее применения, а в части  поставленных
       вопросов  в дополнениях к жалобе признать их обоснованными,  в  том
       числе  касающихся  размеров  оплаты стоимости  путевок;  расширения
       круга  мест отдыха военнослужащих и их семей по льготным  путевкам;
       распространения льгот, предусмотренных п. 2 - 4 ст. 16  Закона,  на
       военнослужащих  и  их  семей, при общей  продолжительности  военной
       службы  военнослужащих 25 лет и более вне зависимости от  основания
       увольнения,  а  также распространения этих льгот на  прапорщиков  и
       мичманов  при  перечисленных в Законе условиях, поскольку  в  новом
       Законе   "О   статусе   военнослужащих"   они   содержатся,   а   в
       рассматриваемом   Постановлении  отсутствуют,   -   Верховный   Суд
       Российской  Федерации  находит, что  требования  И.,  изложенные  в
       жалобе,  а  также  в  дополнениях к ней, подлежат  лишь  частичному
       удовлетворению.
           Из   исследованного  в  судебном  заседании  содержания  п.  10
       Постановления  видно,  что в нем содержится лишь  дата  введения  в
       действие Постановления.
           Ни  этим,  ни другими пунктами Постановления не отменено  и  не
       отсрочено  право  военнослужащих и членов  их  семей  на  получение
       денежной компенсации к отпуску, предусмотренной п. 4 ст. 16  Закона
       "О статусе военнослужащих" 1993 года.
           То обстоятельство, что Постановление Правительства РФ введено в
       действие  с 1 января 1994 года, не лишало военнослужащих  и  членов
       их  семей  льготы  на  получение  указанной  компенсации  в  сроки,
       установленные названным Законом, который вступил в силу с 1  января
       1993 года.
           В  случае нарушения этого права указанных лиц, в соответствии с
       Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих  права
       и  свободы  граждан" N 4866-1 от 27 апреля 1993  года,  они  вправе
       были  обжаловать неправомерные действия должностных  лиц  в  суд  в
       порядке, установленном этим Законом.
           Кроме того, прежний Закон "О статусе военнослужащих" 1993  года
       задолго  до  направления в Верховный Суд РФ данной  жалобы  утратил
       силу  и отменен. Новому Закону "О статусе военнослужащих" 1998 года
       данное  Постановление  в  вопросах выплаты военнослужащим  денежной
       компенсации  к  отпуску  не противоречит. По изложенным  основаниям
       жалоба И. в этой части удовлетворению не подлежит.
           Вместе с тем в дополнениях к жалобе обоснованно подчеркивается,
       что   содержащиеся  в  п.  3  Постановления  указания  о  том,  что
       военнослужащие  и  члены  их  семей  обеспечиваются   путевками   в
       санатории,   дома  отдыха  и  на  туристические  базы  Министерства
       обороны  за  плату, не соответствуют п. 4 ст. 16 Закона "О  статусе
       военнослужащих" 1998 года, которым установлено, что  военнослужащие
       оплачивают  25  процентов, а члены их семей 50 процентов  стоимости
       путевок. Кроме того, этим пунктом ст. 16 Закона расширен круг  мест
       организованного   отдыха   военнослужащих   и   членов   их   семей
       пансионатами и детскими оздоровительными лагерями.
           Наряду  с  этим п. 5 ст. 16 Закона предусмотрено, что  права  и
       льготы военнослужащим и членам их семей, указанные в пунктах 2 -  4
       этой  статьи  Закона,  в  отличие от  оспариваемого  Постановления,
       распространяются  также  на  офицеров при  общей  продолжительности
       военной  службы  25  лет  и  более  вне  зависимости  от  основания
       увольнения  и  на  членов  их  семей,  а  также  на  прапорщиков  и
       мичманов,  уволенных с военной службы по достижении ими предельного
       возраста  пребывания на военной службе, состоянию  здоровья  или  в
       связи     с     организационно-штатными    мероприятиями,     общая
       продолжительность  военной  службы  которых  составляет  20  лет  и
       более.
           При  таких  данных  суд  приходит к выводу,  что  данная  часть
       требований    заявителя    является   обоснованной    и    подлежит
       удовлетворению.
           На  основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191,  193  -
       196, 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
       
                                    решил:
       
           жалобу  Председателя Общероссийского политического движения  "В
       поддержку  армии,  оборонной промышленности  и  военной  науки"  И.
       удовлетворить частично.
           Признать, что п. 3 Постановления Правительства РФ N 1093 от  26
       сентября 1994 года противоречит п. 4 ст. 16 Федерального закона  "О
       статусе  военнослужащих"  N  76-ФЗ от 27  мая  1998  года,  который
       предусматривает,   что   военнослужащие   и    члены    их    семей
       обеспечиваются помимо санаторно-курортного и других  видов  лечения
       также отдыхом в пансионатах и детских оздоровительных лагерях.  При
       этом военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей -  50
       процентов стоимости путевок.
           Пункт 6б названного Постановления Правительства РФ противоречит
       п.  5 ст. 16 этого же Закона, которым права и льготы военнослужащих
       и  членов  их  семей,  указанные в пунктах 2  -  4  данной  статьи,
       распространены  также на военнослужащих при общей продолжительности
       военной  службы  25  лет  и  более  вне  зависимости  от  оснований
       увольнения  и членов их семей, а также на прапорщиков  и  мичманов,
       уволенных  с  военной службы по состоянию здоровья, достижении  ими
       предельного  возраста пребывания на военной службе или  в  связи  с
       организационно-штатными   мероприятиями,  общая   продолжительность
       военной службы которых составляет 20 лет и более.
           Правительству  РФ  в  соответствии с п. 2 ст.  29  Федерального
       закона  "О  статусе  военнослужащих" 1998 года  привести  указанные
       пункты   Постановления  N  1093  от  26  сентября   1994   года   в
       соответствие с Федеральным законом.
           В   части   требований  И.  о  признании   п.   10   названного
       Постановления  Правительства  N  1093  от  26  сентября  1994  года
       незаконным  и  не действующим со дня принятия данного Постановления
       - отказать.
           Настоящее  решение  может  быть обжаловано  и  опротестовано  в
       Кассационную  коллегию  Верховного  Суда  Российской  Федерации   в
       течение  10  дней  после  вынесения судом решения  в  окончательной
       форме.
       
                                            Председательствующий по делу -
                                                     Судья Верховного Суда
                                                      Российской Федерации
                                                 генерал-лейтенант юстиции
                                                             Ю.В.ПАРХОМЧУК
        

    ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

    ХXI век станет временем великих открытий в "науках о жизни", считают в Российской Академии Наук
    6 февраля 2004 г.

    Об исследованиях в области клонирования
    12 февраля 2004 г.

    К разработке вакцины против вируса атипичной пневмонии
    21 января 2004 г.

    Британским ученым удалось добиться серьезного успеха на пути к созданию вакцины от менингита
    6 января 2004 г. 

    Японские исследователи создали искусственную клетку, которая начала самостоятельную жизнь
    9 января 2004 г.

    Американские эксперты предлагают ввести контроль за научными разработками в области генной инженерии
    23 января 2004 г.