РАЗДЕЛЫ:
  • Городской совет
  • Лицензирование
  • Гортранспорт
  • ЖКХ
  • Городская администрация
  • Строительство
  • Жилищный фонд
  • Рыночные фонды
  • Госимущество
  • Комитеты
  • Федеральная собственность
  • Конгрес
  • Финансы
  • Региональные комиссии
  • Ипотека
  • Субсидии
  • Инвестиции
  • Недвижимость
  • Тендеры
  • Инвентаризация
  • Архитектура
  • Инфраструктура
  • Социальная сфера
  • Экономика
  • Муниципальная собственность
  • Налоговая инспекция
  • Торговля
  • Архитектурная реставрация
  • Проекты
  • Правовые нормы
  • Мероприятия
  • Культурно-оздоровительные центры
  • Бюджет
  • Приватизация
  • Внутренний рынок
  • Товарооборот
  • Ценообразование
  • Криминальная милиция
  • Фонды
  • Налогообложение
  • Предпринимательство
  • Закон
  • Промышленная политика
  • Таможенный комитет
  • Верховный суд
  • Экология города
  • Целевые программы
  • Законодательство
  • Юриспруденция
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 29.05.2007 N 412-ПП О КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ"
    По состоянию на ноябрь 2007 года
         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
       
                                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                           от 29 мая 2007 г. N 412-ПП
       
             О КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫХ
            НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
       
           На  современном  этапе  градостроительного  развития  Москвы  в
       условиях   сокращения   территориальных  резервов  для  создания  и
       развития  благоприятной среды жизнедеятельности в целях устойчивого
       развития  города  необходимы  опережающие темпы освоения подземного
       пространства.
           Вместе  с  тем  только менее трети строящихся в городе объектов
       различного  назначения  имеют  подземную  часть,  и  доля подземных
       сооружений  в  общей  площади объектов, введенных в эксплуатацию за
       последние пять лет, не превышает 8%.
           Возможности   использования   подземного   пространства  города
       Москвы    ограничиваются    сложными   инженерно-геологическими   и
       гидрогеологическими   условиями,   наличием   уже   построенных   и
       эксплуатируемых   подземных  сооружений:  фундаментов  существующих
       зданий,  метрополитена  и других объектов транспортной и инженерной
       инфраструктуры  города,  что  приводит  к  значительному удорожанию
       строительства.
           В   результате  воздействия  этих  факторов  площадь  подземных
       сооружений,  ежегодно  вводимых  в эксплуатацию в последние годы, в
       среднем  не  превышает  700 тыс. кв. м, и в действующем Генеральном
       плане  развития  города Москвы освоение подземного пространства как
       отдельное  направление  градостроительного  развития  города Москвы
       отсутствует.
           Вместе   с   тем   анализ   ранее  принятых  проектных  решений
       показывает,  что в большинстве случаев отказ от освоения подземного
       пространства   негативно  влияет  на  формируемую  планировочную  и
       архитектурно-пространственную структуру города.
           В  целях  создания  благоприятной среды для жизнедеятельности и
       устойчивого  развития  города  за  счет максимального использования
       градостроительного      потенциала      подземного     пространства
       Правительство Москвы постановляет:
           1.   Одобрить  Концепцию  освоения  подземного  пространства  и
       основные  направления  развития подземной урбанизации города Москвы
       (далее    -    Концепция)    согласно   приложению   к   настоящему
       постановлению.
           2.   Департаменту   градостроительной   политики,   развития  и
       реконструкции города Москвы:
           2.1.   Выступить   государственным   заказчиком  по  разработке
       Городской   целевой  среднесрочной  программы  освоения  подземного
       пространства   на  период  2008-2010  гг.  (далее  -  Программа)  и
       основных  направлений  развития подземной урбанизации города Москвы
       на последующие годы.
           2.2.   Совместно  с  Москомархитектурой,  ГУП  "НИиПИ  Генплана
       Москвы",  ГУП "Московский центр освоения резервных территорий", ГУП
       "Мосгоргеотрест",  Департаментом  потребительского  рынка  и  услуг
       города  Москвы  в  IV  квартале  2007  г.  на  основании  Концепции
       разработать  и  представить  на  утверждение  Правительства  Москвы
       Городскую   целевую  среднесрочную  программу  освоения  подземного
       пространства   на  период  2008-2010  гг.  и  основные  направления
       развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
           2.3. Обеспечить на конкурсной основе разработку:
           2.3.1.  Совместно  с Управлением государственного строительного
       надзора   Ростехнадзора   в   IV   квартале   2007  г.  -  методики
       районирования  территорий  города  по  условиям  освоения подземных
       пространств  в  зависимости  от  различных  природных и техногенных
       факторов.
           2.3.2.  В  IV квартале 2007 г. - схемы районирования территорий
       города  по  условиям  реализации  инвестиционных  проектов освоения
       подземного  пространства  в  зависимости  от  различных природных и
       техногенных  факторов  и  методики  расчета  нормативной  стоимости
       строительства  различных  типов  подземных  сооружений  в  условиях
       влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений.
           2.3.3.  Совместно  с  Департаментом  экономической  политики  и
       развития   города   Москвы   до  30  декабря  2007  г.  -  методики
       экономического стимулирования освоения подземного пространства.
           2.4.   Осуществить   финансирование   разработки   Программы  и
       мероприятий,  предусмотренных пунктом 2.3 настоящего постановления,
       за   счет   средств,   выделенных   Департаменту  градостроительной
       политики,  развития  и  реконструкции  города  Москвы на 2007 год в
       рамках Адресной инвестиционной программы.
           2.5.   До   15   ноября   2007  г.  представить  в  Департамент
       экономической   политики   и   развития   города   Москвы   прогноз
       обеспечения    финансовыми   средствами   предполагаемых   основных
       мероприятий Программы на 2008 год и последующие годы.
           2.6.  Совместно  с  Управлением  государственного строительного
       надзора  Ростехнадзора,  Москомархитектурой,  ГУП  "НИиПИ  Генплана
       Москвы",  ГУП "Московский центр освоения резервных территорий", ГУП
       "Мосгоргеотрест",   префектурами  административных  округов  города
       Москвы   и   другими   специализированными  организациями  в  целях
       формирования  единой базы данных о подземных объектах на территории
       города  Москвы  организовать систему учета существующих, вводимых в
       эксплуатацию и проектируемых подземных сооружений.
           3.  Создать  Координационный  совет при Правительстве Москвы по
       вопросам  освоения  подземного  пространства города Москвы (далее -
       Координационный  совет)  под  председательством первого заместителя
       Мэра   Москвы   в   Правительстве  Москвы,  руководителя  Комплекса
       архитектуры,  строительства, развития и реконструкции города Москвы
       Ресина В.И.
           4.   Председателю   Координационного  совета  в  месячный  срок
       представить   на   утверждение  Правительства  Москвы  положение  о
       Координационном совете и его состав.
           5. Москомархитектуре:
           5.1.  Совместно  с  Управлением  государственного строительного
       надзора  Ростехнадзора  в  III  квартале  2007  г. подготовить план
       мероприятий  по разработке и совершенствованию нормативной правовой
       базы в целях обеспечения освоения подземного пространства.
           5.2.   При  актуализации  Генерального  плана  развития  города
       Москвы,      разработке     других     видов     градостроительной,
       нормативно-правовой  документации и проектов законов города Москвы,
       регламентирующих  градостроительную  деятельность,  предусматривать
       разработку    разделов,    обеспечивающих    освоение    подземного
       пространства.
           6.  Департаменту  имущества города Москвы до 30 августа 2007 г.
       подготовить  и  представить  для  учета  при разработке Программы в
       Департамент  градостроительной  политики,  развития и реконструкции
       города  Москвы  предложения  по  внесению  дополнений и изменений в
       нормативные   правовые   акты,  касающиеся  вопросов  имущественных
       отношений при освоении подземного пространства.
           7.  Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить
       на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина
       В.И.
       
                                                                Мэр Москвы
                                                               Ю.М. Лужков
       
       
       
       
       
                                                                Приложение
                                             к постановлению Правительства
                                                                    Москвы
                                                от 29 мая 2007 г. N 412-ПП
       
                                    КОНЦЕПЦИЯ
             ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
                  РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
       
           В    соответствии    с    Порядком   разработки,   утверждения,
       финансирования  и  контроля  за  ходом реализации городских целевых
       программ    в    городе    Москве,    утвержденным   постановлением
       Правительства  Москвы  от  17  января 2006 г. N 33-ПП, на основании
       представленной   Концепции   освоения   подземного  пространства  и
       основных  направлений  развития подземной урбанизации города Москвы
       (далее  -  Концепция)  предполагается разработать Городскую целевую
       среднесрочную   программу   освоения   подземного  пространства  на
       2008-2010  гг.  (далее  - Целевая программа) и основные направления
       развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
           Концепция содержит следующие основные разделы:
           I.   Обоснование   соответствия   целей   и   решаемой  Целевой
       программой  проблемы  приоритетным задачам социально-экономического
       развития города Москвы.
           II.     Обоснование     целесообразности    решения    проблемы
       программно-целевым методом.
           III. Возможные варианты реализации Целевой программы.
           IV.  Основные  цели,  задачи  и  мероприятия Целевой программы,
       ожидаемые результаты.
           V. Основные показатели реализации Целевой программы.
           VI. Финансовое обеспечение Целевой программы.
           VII. Основные исполнители Целевой программы.
           VIII.   Государственный   заказчик   и   разработчики   Целевой
       программы.
           IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы.
       
              I. Обоснование соответствия целей и решаемой Целевой
                    программой проблемы приоритетным задачам
                 социально-экономического развития города Москвы
       
           На  современном  этапе социально-экономического развития Москвы
       создание  благоприятной  среды  для жизнедеятельности и обеспечения
       устойчивого  развития  города  в  значительной  степени возможно за
       счет   максимального  использования  градостроительного  потенциала
       подземных  пространств,  который  в  настоящее время используется в
       недостаточной  степени.  Реализация  Целевой программы и разработка
       основных  направлений  развития подземной урбанизации города Москвы
       на   последующие  годы  позволит  резко  увеличить  ввод  подземных
       объектов   различного   назначения   до   уровня,  соответствующего
       современным  требованиям  к  городской  среде  и  необходимого  для
       решения   следующих   приоритетных  задач  социально-экономического
       развития города:
           -   размещение   на   наиболее   градостроительно   значимых  и
       инвестиционно    привлекательных    территориях    города   крупных
       многофункциональных  комплексов,  строительство  которых в связи со
       сложившейся  застройкой  возможно  только  путем освоения подземных
       пространств;
           -  повышение  уровня  комфортности  проживания в городе за счет
       обеспечения   комплексности   застройки   с  размещением  подземных
       гаражей-стоянок,   объектов   социально-культурного,   торгового  и
       другого назначения в пределах пешеходной доступности;
           -  обеспечение  ввода подземных объектов в объемах, необходимых
       для реализации городских градостроительных программ;
           -  сокращение  площади городских территорий, занятых объектами,
       размещение которых возможно в подземном пространстве;
           -  увеличение  уровня  обеспеченности  жителей  города  местами
       организованного     хранения     автотранспорта     и     объектами
       социально-культурного назначения;
           -  снижение  избыточной  парковочной  нагрузки  на существующую
       улично-дорожную   сеть   города  за  счет  размещения  в  подземном
       пространстве  гаражей и вспомогательных помещений при строительстве
       и   реконструкции  жилых,  общественных  центров,  административных
       зданий,  предприятий  торговли.  Увеличение  пропускной способности
       улично-дорожной сети;
           -  увеличение  доходной  части  бюджета  города  Москвы за счет
       налоговых  и  неналоговых поступлений от деятельности предприятий и
       организаций,  которые  будут  размещены  на  объектах,  созданных в
       подземном пространстве.
       
                II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                           программно-целевым методом
       
           Реализация  основных  направлений  градостроительного  развития
       Москвы,  предусмотренных Генеральным планом развития города Москвы,
       осуществляется  в  условиях  постоянного сокращения территориальных
       ресурсов.
           Одновременно  возрастают  требования  по обеспеченности местами
       организованного   хранения   автомобилей,   объектами   социальной,
       инженерной и транспортной инфраструктуры.
           Значительная   часть  этих  объектов  может  быть  размещена  в
       подземном  пространстве  города  и  в последние годы темпы освоения
       подземного  пространства  постоянно  увеличиваются по двум основным
       направлениям:
           -  массовое  строительство  объектов, в составе которых имеются
       подземные сооружения;
           -   уникальные   объекты  общегородского  значения,  такие  как
       торговый  центр на Манежной площади, тоннель Третьего транспортного
       кольца, подземный участок Звенигородского проспекта.
           Вместе  с  тем  особенности геологического строения территории,
       на  которой  расположен город Москва, гидрогеологические условия, а
       также  сложившаяся  наземная  застройка  и  существующие  подземные
       объекты   значительно   осложняют  освоение  подземных  пространств
       города.
           Как  следствие  этого,  менее  30% строящихся в городе объектов
       различного  назначения  имеют  подземную  часть,  в результате доля
       подземных   сооружений   в  общей  площади  объектов,  введенных  в
       эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
           Изучение  зарубежного опыта показывает, что оптимальные условия
       для  обеспечения  устойчивого  развития  и комфортного проживания в
       городских  агломерациях, схожих с Москвой по таким показателям, как
       общая  площадь,  численность  населения, соотношение исторической и
       современной  застройки,  достигаются  при доле подземных сооружений
       от общей площади вводимых объектов, составляющей 20-25%.
           Анализ  хода  реализации  Генерального  плана  развития  города
       Москвы  до  2020  года показывает, что основные негативные факторы,
       сдерживающие   развитие  подземной  урбанизации  в  городе  Москве,
       следующие:
           -  при  планировании  развития  города  в недостаточной степени
       используются   в  качестве  обосновывающих  материалов  объективные
       характеристики  градостроительного потенциала подземных пространств
       города;   как   следствие   этого,   при   планировании   наземного
       строительства   возможности   размещения   объектов   в   подземном
       пространстве используются в недостаточной степени;
           -   до  настоящего  времени  в  городе  не  разработана  единая
       методика    оценки    экономической   целесообразности   подземного
       строительства,  учитывающая  влияние подземных объектов на развитие
       инженерной,  транспортной  и  социальной  инфраструктуры. В связи с
       этим   в  результате  недостаточного  стимулирования  строительства
       подземных     сооружений    значительные    городские    территории
       застраиваются  объектами,  которые могут быть размещены в подземном
       пространстве;
           -       отсутствует      единая      общегородская      система
       нормативно-правового    и   технического   регулирования   освоения
       подземного   пространства.   Вместе   с   тем  анализ  существующей
       нормативной   базы   показывает,   что   в  условиях  изменяющегося
       федерального  законодательства  и  при  необходимости значительного
       увеличения    объемов    подземного    строительства    нормативное
       обеспечение  подземной  урбанизации  Москвы необходимо осуществлять
       опережающими темпами;
           -  одно  из  основных  преимуществ  подземного  строительства в
       условиях  сложившейся  застройки - возможность размещения подземных
       сооружений   под   объектами  природного  комплекса  и  культурного
       наследия   -   используется   крайне   редко  -  как  правило,  при
       строительстве уникальных объектов транспортной инфраструктуры.
           С  учетом  изложенного  эффективно решать поставленные задачи и
       существующие проблемы возможно только программно-целевым методом.
       
              III. Возможные варианты реализации Целевой программы
       
           Варианты  реализации  Целевой программы определены на основании
       предложений  по  размещению  объектов  подземного  строительства на
       2008-2010  гг.,  подготовленных  ГУП  "НИиПИ  Генплана  Москвы" при
       участии   Департамента   градостроительной   политики,  развития  и
       реконструкции   города   Москвы,   Москомархитектуры   и  префектур
       административных   округов,   а   также   с   учетом   показателей,
       утвержденных  Среднесрочной  программой  жилищного  строительства в
       городе  Москве  на  период  2006-2008  гг. и заданий до 2010 года в
       целях  реализации  национального  проекта  "Доступное  и комфортное
       жилье   -  гражданам  России"  и  Целевой  программы  строительства
       гаражей-стоянок в городе Москве на период 2005-2007 гг.
           Строительство  подземных  сооружений  в  объеме 1 млн. 800 тыс.
       кв.  м  в  период  с  2008 по 2010 год по расчетам, выполненным ГУП
       "НИиПИ   Генплана   Москвы",  соответствует  минимальному  варианту
       реализации  Целевой  программы  и обеспечивает подземными объектами
       утвержденные городские градостроительные программы.
           Вместе  с  тем при выполнении Целевой программы по минимальному
       варианту  такие  важнейшие показатели качества городской среды, как
       обеспеченность  местами  организованного  хранения автотранспорта и
       пропускная  способность  улично-дорожной  сети  за  счет подземного
       строительства не увеличатся, а напротив, могут уменьшиться.
           Максимальный     вариант     реализации    Целевой    программы
       предусматривает  предельный  объем  ввода  подземных  сооружений  в
       2008-2010 гг. на уровне 3,0 млн. кв. м.
           В  значительной  степени  возможность реализации этого варианта
       зависит  от  темпов  строительства  и  сроков  ввода в эксплуатацию
       крупных  многофункциональных  комплексов,  в  составе  которых доля
       подземных сооружений, как правило, не превышает 30%.
           Опыт  реализации  таких  проектов  в  городе Москве в последние
       годы  показывает,  что  одним  из  важнейших  факторов, влияющих на
       сроки   строительства,   является   обеспеченность   инженерной   и
       транспортной инфраструктурой, в первую очередь электроснабжением.
           В   связи   с   этим  при  сравнении  максимального  и  единого
       оптимистического    варианта    реализации    Целевой    программы,
       предусматривающего  ввод подземных объектов в объеме 2,550 млн. кв.
       м  с  учетом  имеющегося  и  планируемого уровня развития городской
       инженерной  и  транспортной  инфраструктуры,  в  целях безусловного
       выполнения  мероприятий  Целевой  программы  в  установленные сроки
       предлагается оптимистический вариант реализации Целевой программы.
           Указанный   вариант   предусматривает   ввод  объектов  Целевой
       программы,   увязанный   с   развитием  инженерной  и  транспортной
       инфраструктуры      города,     и     обеспечивает     утвержденные
       градостроительные   программы   необходимыми   объемами  подземного
       строительства.
           Кроме  того,  при реализации этого варианта Целевой программы и
       одновременно   с   нарастающим   вводом   подземных   сооружений  в
       необходимом  объеме  будет  обеспечен  задел на последующие годы за
       счет  значительного  увеличения  количества  объектов, по которым в
       период   2008-2010   гг.  планируется  разработка  проектно-сметной
       документации.
       
           IV. Основные цели, задачи и мероприятия Целевой программы,
                              ожидаемые результаты
       
           Целевая   программа  освоения  подземного  пространства  города
       Москвы  будет  разработана с целью создания благоприятной среды для
       жизнедеятельности  и  обеспечения  устойчивого  развития  города за
       счет   максимального  использования  градостроительного  потенциала
       подземных пространств.
           Для   достижения  целей  Целевой  программы  необходимо  решить
       следующие задачи:
           1.    Обеспечить    максимальное    использование    подземного
       пространства   для   формирования   современной   планировочной   и
       архитектурно-пространственной структуры города.
           2.   Разработать   основные   направления  освоения  подземного
       пространства города Москвы.
           3.   Создать   систему   стимулирования   освоения   подземного
       пространства города Москвы.
           4.  Повысить  надежность,  энергоэффективность  и долговечность
       подземных    сооружений,   обеспечить   безопасность   эксплуатации
       подземных  сооружений  в расчетных условиях эксплуатации, а также в
       условиях чрезвычайных ситуаций.
           В   соответствии  с  указанными  целями  и  задачами  программы
       предлагается выполнить следующие мероприятия:
           1.   Мероприятия,  направленные  на  обеспечение  максимального
       использования  подземного пространства для формирования современной
       планировочной   и  архитектурно-пространственной  структуры  города
       Москвы:
           1.1.   Сбор   и   систематизация  информации  по  существующим,
       проектируемым и строящимся подземным сооружениям.
           1.2.  Подготовка предложений по размещению подземных сооружений
       при выполнении городских градостроительных программ.
           1.3.    Формирование   базовых   адресных   перечней   объектов
       подземного строительства.
           1.4.   Разработка   предпроектной  и  конкурсной  документации,
       предусматривающей  в  условиях  конкурса  возврат  в  бюджет города
       Москвы  средств на предпроектные проработки и разработку конкурсной
       документации.
           1.5.    Подготовка   предложений   по   уточнению   показателей
       финансового  обеспечения Целевой программы при формировании бюджета
       города Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы.
           Ожидаемые результаты:
           1.  Повышение  уровня  комфортности проживания в городе за счет
       обеспечения   комплексности   застройки   с  размещением  подземных
       гаражей-стоянок,   объектов   социально-культурного,   торгового  и
       другого назначения в пределах пешеходной доступности.
           2.  Обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых
       для реализации городских градостроительных программ.
           3.  Сокращение площади городских территорий, занятых объектами,
       размещение которых возможно в подземном пространстве.
           4.  Увеличение  уровня  обеспеченности  жителей  города местами
       организованного     хранения     автотранспорта     и     объектами
       социально-культурного назначения.
           5.  Снижение  избыточной  парковочной  нагрузки на существующую
       улично-дорожную   сеть   города  за  счет  размещения  в  подземном
       пространстве  гаражей и вспомогательных помещений при строительстве
       и   реконструкции  жилых,  общественных  центров,  административных
       зданий; предприятий торговли.
           6.   Создание   единой   общегородской   системы  разработки  и
       реализации  предпроектной  и  проектной  документации  по  освоению
       подземного пространства.
           7.   Увеличение  количества  конкурсов  на  выполнение  функций
       инвестора по строительству подземных объектов.
           8. Увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.
           9. Сохранение объектов культурного наследия.
           10. Сохранение и развитие озелененных территорий.
           11.   Разработка   системы   контроля   за   использованием   и
       складированием грунтов при создании подземных сооружений.
           2.  Мероприятия  по  разработке  основных  направлений освоения
       подземного пространства города Москвы.
           2.1.  Разработка  методики  районирования  территорий города по
       условиям  освоения подземных пространств в зависимости от различных
       природных и техногенных факторов.
           2.2.   Разработка   методики   расчета   нормативной  стоимости
       строительства  различных  типов  подземных  сооружений  в  условиях
       влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений.
           2.3  Разработка  методики  расчета  нормативных  показателей по
       проектированию  размещения объектов потребительского рынка и услуг,
       расположенных  в  подземных пространствах, по районам города Москвы
       с учетом действующих градостроительных нормативов.
           2.4.   Разработка  схемы  районирования  территорий  города  по
       условиям  освоения подземных пространств в зависимости от различных
       природных, техногенных и экономических факторов.
           2.5.   Разработка   основных   направлений  развития  подземной
       урбанизации,  соответствующих  разделов Генерального плана развития
       города Москвы и другой градостроительной документации.
           Ожидаемые результаты:
           1.  Увеличение  эффективности  использования градостроительного
       потенциала подземных пространств города.
           2.   Определение  объемов  и  видов  подземного  строительства,
       которое  возможно  на  территории  города  Москвы с учетом действия
       негативных  природных  и  техногенных  процессов и явлений, а также
       экономических  и  других  факторов,  влияющих  на  условия освоения
       подземного пространства.
           3.   Повышение   качества   и   сокращение   сроков  разработки
       предпроектной  и  проектной  документации  по  объектам  подземного
       строительства.
           4.  Создание  системы  мониторинга реализации градостроительной
       документации  по освоению подземных пространств города и подготовки
       обосновывающих материалов для актуализации указанной документации.
           3.  Мероприятия  по  созданию  системы  стимулирования освоения
       подземного пространства города Москвы:
           3.1.   Проведение   анализа  экономических  условий  реализации
       проектов строительства подземных сооружений в городе Москве.
           3.2.   Выполнение   оценки   влияния  природных  и  техногенных
       факторов на стоимость строительства подземных сооружений.
           3.3.    Разработка   методики   экономического   стимулирования
       строительства   подземных   объектов,  предусматривающей  следующие
       основные положения:
           3.3.1.  Разработанная методика обеспечит возможность проведения
       анализа   потенциальных   коммерческих   (финансовых)   результатов
       строительства    подземных    объектов,    а    также    подготовки
       предварительных  заключений  по  возможным  поступлениям  в  бюджет
       города  при  реализации  проектов  подземного строительства за счет
       средств    инвесторов   с   целью   стимулирования   инвестиционной
       активности при освоении подземных пространств города Москвы.
           3.3.2.   Методику  необходимо  разработать  в  соответствии  со
       сложившейся практикой инвестиционной деятельности в городе Москве.
           3.3.3.    Методика    предусматривает    возможность    расчета
       максимально   допустимого  размера  обременений  при  строительстве
       подземных    объектов    с    учетом    приемлемой   рентабельности
       инвестиционного проекта для инвестора.
           3.3.4.  При  разработке  методики необходимо учесть сложившийся
       уровень  рыночных  цен  и экономическую эффективность строительства
       различных объектов для различных районов Москвы.
           3.3.5.   В   результате   разработки   и  утверждения  методики
       необходимо   обеспечить   учет   влияния   следующих   природных  и
       техногенных   факторов  на  себестоимость  строительства  подземных
       сооружений:
           - инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
           - археологические данные;
           -   негативные  природные  и  природно-техногенные  процессы  и
       явления  (суффозия,  изменение  уровня  грунтовых вод, вибрационные
       воздействия, магнитные поля и др.);
           -  существующие  либо  планируемые  к  строительству  подземные
       сооружения,  в  том  числе  подземные части или фундаменты наземных
       сооружений;
           - наличие объектов природного комплекса;
           - существующие биоценозы и прогноз их развития.
           3.3.6.   Кроме   того,   в  методике  необходимо  предусмотреть
       следующие  планировочные  и  иные ограничения, а также мероприятия,
       направленные   на   максимальное  использование  градостроительного
       потенциала подземного пространства:
           - требования по безопасности;
           - требования по ресурсо- и энергосбережению;
           -    функциональное    назначение    объектов   (отдельно   для
       многофункциональных комплексов);
           - размеры сооружений;
           -  вид  сооружения:  отдельно  стоящие  либо в составе объекта,
       имеющего наземную и подземную части;
           -  плотность  существующей застройки (возможность ведения работ
       с поверхности либо щитовой проходкой);
           -    требования    к    подземным   сооружениям,   определяемые
       существующей либо планируемой наземной застройкой;
           - необходимость строительства объектов ГО;
           - условия присоединения к наружным сетям;
           -  необходимость  строительства автономных источников электро-,
       тепло- и водоснабжения;
           - возможность размещения муниципальных объектов;
           -  целесообразность  финансирования  строительства (в том числе
       частичного) из средств бюджета города;
           -   форму   возврата   вложенных   средств:   продажа,  аренда,
       концессия, прочее;
           -    разработку    нормативно-правовой    и   градостроительной
       документации,  обеспечивающей  эффективное использование подземного
       пространства.
           Ожидаемые результаты:
           1. Увеличение объемов строительства подземных сооружений.
           2.   Увеличение   доли  подземных  сооружений  в  общем  объеме
       строительства  (в  том числе за счет размещения объектов инженерной
       и транспортной инфраструктуры).
           3.  Сокращение  неэффективно используемых подземных пространств
       города.
           4.  Повышение  инвестиционной  привлекательности  строительства
       подземных сооружений.
           5.   Увеличение   поступлений   в   бюджет  города  Москвы  при
       реализации инвестиционных проектов.
           6.     Увеличение    объемов    внебюджетного    финансирования
       строительства подземных сооружений.
           4.   Мероприятия,   направленные   на   повышение   надежности,
       энергоэффективности    и    долговечности   подземных   сооружений,
       обеспечение   безопасности   эксплуатации  подземных  сооружений  в
       расчетных  условиях  эксплуатации,  а также в условиях чрезвычайных
       ситуаций:
           4.1.  Разработка технической и нормативно-правовой документации
       по освоению подземных пространств.
           4.2.  Разработка технической и нормативно-правовой документации
       по эксплуатации и ремонту подземных сооружений.
           4.3.      Разработка      нормативно-правовой     документации,
       обеспечивающей  стимулирование  внедрения  при  освоении  подземных
       пространств   передовых   отечественных   и  зарубежных  проектных,
       технологических и организационных решений.
           4.4.   Разработка   методики  мониторинга  состояния  подземных
       сооружений.
           4.5.   Изучение   и   внедрение   передового  отечественного  и
       зарубежного  опыта  при  освоении  подземных  пространств,  а также
       инновационных технологий.
           4.6.   Разработка   прогноза  влияния  негативных  природных  и
       техногенных процессов и явлений на подземные сооружения.
           4.7.   Разработка   нормативно-правовой  документации  в  целях
       повышения безопасности эксплуатации подземных сооружений.
           4.8.  Разработка и внедрение проектных решений, направленных на
       повышение   безопасности  эксплуатации  существующих  и  строящихся
       подземных сооружений.
           Ожидаемые результаты:
           1.  Повышение  надежности, энергоэффективности, долговечности и
       безопасности подземных сооружений.
           2.    Улучшение    эксплуатационных   характеристик   подземных
       сооружений.
           3.  Повышение  качества объемно-планировочных решений подземных
       объектов.
           4.  Увеличение  сроков  эксплуатации  подземных  сооружений без
       текущего и капитального ремонта.
           5. Снижение эксплуатационных затрат подземных сооружений.
           6.  Снижение  затрат  на текущий и капитальный ремонт подземных
       сооружений.
           7.  Обеспечение  проектирования и строительства в городе Москве
       технической  и  нормативно-правовой  документацией, соответствующей
       современным   требованиям   к   надежности,  энергоэффективности  и
       долговечности подземных сооружений.
       
               V. Основные показатели реализации Целевой программы
       
           Основные    показатели    Целевой    программы   определены   в
       соответствии   с   планируемыми  объемами  строительства  подземных
       сооружений по годам реализации Программы.
           Предусмотрено  увеличение  ввода подземных объектов на 150 тыс.
       кв.  м  в год начиная с 2008 года и доведение этого показателя до 1
       млн. кв. м в 2010 году.
           Указанное  увеличение  будет  обеспечено  за  счет  того, что в
       целях           совершенствования          планировочной          и
       архитектурно-пространственной  структуры города Концепцией намечено
       существенное  -  до  15%  -  увеличение доли подземных сооружений в
       общем   вводе   жилищной  и  административно-деловой  застройки  по
       городу.
           Выполнение  этих  показателей  обеспечит  достижение  ожидаемых
       результатов выполнения мероприятий программы, таких как:
           -  повышение  уровня  комфортности  проживания в городе за счет
       обеспечения   комплексности   застройки   с  размещением  подземных
       гаражей-стоянок,   объектов   социально-культурного,   торгового  и
       другого назначения в пределах пешеходной доступности;
           -  обеспечение  ввода подземных объектов в объемах, необходимых
       для реализации городских градостроительных программ;
           -  сокращение  площади городских территорий, занятых объектами,
       размещение которых возможно в подземном пространстве;
           -  увеличение  уровня  обеспеченности  жителей  города  местами
       организованного     хранения     автотранспорта     и     объектами
       социально-культурного назначения;
           -  снижение  избыточной  парковочной  нагрузки  на существующую
       улично-дорожную   сеть   города  за  счет  размещения  в  подземном
       пространстве  гаражей и вспомогательных помещений при строительстве
       и   реконструкции  жилых,  общественных  центров,  административных
       зданий; предприятий торговли;
           -  увеличение объемов строительства подземных сооружений, в том
       числе закрытым способом;
           -   увеличение   доли   подземных  сооружений  в  общем  объеме
       строительства;
           - увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.
       
                               СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
               ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА
                                  ГОРОДА МОСКВЫ
       
       -----------------------------------------T-------T--------T--------¬
       ¦                                        ¦2008 г.¦ 2009 г.¦ 2010 г.¦
       +----------------------------------------+-------+--------+--------+
       ¦Общая площадь объектов подземного       ¦  700  ¦  850   ¦ 1000   ¦
       ¦строительства, тыс. кв. м               ¦       ¦        ¦        ¦
       ¦                                        ¦       ¦        ¦        ¦
       ¦Доля подземных сооружений в общем вводе ¦   10  ¦   12   ¦   15   ¦
       ¦жилищной и административно-деловой      ¦       ¦        ¦        ¦
       ¦застройки (%)                           ¦       ¦        ¦        ¦
       L----------------------------------------+-------+--------+---------
       
                  VI. Финансовое обеспечение Целевой программы
       
           Источниками   финансирования   мероприятий   Целевой  программы
       являются  средства  бюджета города Москвы (на возвратной основе при
       проведении  конкурсов  по  подбору  инвесторов  на проектирование и
       строительство подземных объектов).
           Стоимость  выполнения  мероприятий  определяется при разработке
       лотовой   документации   для   проведения   конкурсов   по  подбору
       исполнителей.
           Объем  финансовых  средств  городского бюджета, необходимых для
       реализации Целевой программы, представлен в таблице.
       
       -------------------------------T-------------------------------------¬
       ¦Мероприятия                   ¦Объемы финансирования за счет        ¦
       ¦                              ¦городского бюджета, млн. руб.        ¦
       ¦                              +-------T-------T-------T-------------+
       ¦                              ¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦Всего        ¦
       ¦                              ¦       ¦       ¦       ¦2008-2010 гг.¦
       +------------------------------+-------+-------+-------+-------------+
       ¦               1              ¦   2   ¦   3   ¦   4   ¦      5      ¦
       +------------------------------+-------+-------+-------+-------------+
       ¦Мероприятия, направленные на  ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦обеспечение максимального     ¦   50,0¦   30,0¦   30,0¦     110,0   ¦
       ¦использования подземного      ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦пространства, для формирования¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦современной планировочной     ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦архитектурно-пространственной ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦структуры города Москвы       ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦                              ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦Мероприятия по разработке     ¦   41,7¦   20,0¦   20,0¦      81,7   ¦
       ¦основных направлений освоения ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦подземного пространства       ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦города Москвы                 ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦                              ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦Мероприятия по созданию       ¦   23,0¦   12,0¦   10,0¦      45,0   ¦
       ¦системы стимулирования        ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦освоения подземного           ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦пространства города Москвы    ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦                              ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦Мероприятия, направленные на  ¦   14,0¦   10,0¦    8,0¦      32,0   ¦
       ¦повышение надежности,         ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦энергоэффективности и         ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦долговечности подземных       ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦сооружений, обеспечение       ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦безопасности эксплуатации     ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦подземных сооружений в        ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦расчетных условиях            ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦эксплуатации, а также         ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦в условиях чрезвычайных       ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       ¦ситуаций                      ¦       ¦       ¦       ¦             ¦
       +------------------------------+-------+-------+-------+-------------+
       ¦Итого                         ¦  128,7¦   72,0¦   68,0¦     268,7   ¦
       L------------------------------+-------+-------+-------+--------------
       
           Реализация  всех  мероприятий  должна происходить на конкурсной
       основе.  В  условиях  конкурса  должен  быть  предусмотрен  возврат
       средств,  затраченных  на  предпроектные  проработки  и  разработку
       конкурсной  документации,  в  бюджет  города Москвы. Стартовые цены
       для   проведения  конкурса  должны  быть  рассчитаны  на  основании
       соответствующих    расчетов    по   трудозатратам   на   реализацию
       мероприятий  и  утверждены  Департаментом  экономической политики и
       развития    города    Москвы.   Указанные   объемы   финансирования
       мероприятий  Целевой  программы  корректируются  и  уточняются  при
       формировании    бюджета   и   адресной   инвестиционной   программы
       Правительства Москвы на соответствующий год.
       
                   VII. Основные исполнители Целевой программы
       
           Департамент     градостроительной    политики,    развития    и
       реконструкции города Москвы.
           Департамент экономической политики и развития города Москвы.
           Департамент земельных ресурсов города Москвы.
           Департамент науки и промышленной политики города Москвы.
           Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.
           Москомархитектура.
           Префектуры административных округов города Москвы.
           ГУП "НИиПИ Генплана Москвы".
           ГУП "МЦОРТ".
           ГУП "Мосгоргеотрест".
       
                  VIII. Государственный заказчик и разработчики
                                Целевой программы
       
           Государственный  заказчик  и  координатор  Целевой  программы -
       Департамент  градостроительной  политики,  развития и реконструкции
       города Москвы.
           Разработчики  Целевой программы - Департамент градостроительной
       политики,  развития  и  реконструкции  города  Москвы,  ГУП  "НИиПИ
       Генплана  Москвы",  ГУП "МЦОРТ", Департамент потребительского рынка
       и услуг города Москвы.
       
           IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы
       
           Управление   реализацией   Целевой   программы   осуществляется
       Департаментом  градостроительной политики, развития и реконструкции
       города  Москвы  в  соответствии  с Законом города Москвы от 11 июля
       2001  г.  N  34  "О  государственных  целевых  программах  в городе
       Москве"  и  постановлениями Правительства Москвы от 13 декабря 2005
       г.    N    1030-ПП    "О   совершенствовании   порядка   размещения
       государственного   заказа",   от  11  января  2005  г.  N  3-ПП  "О
       совершенствовании   практики   разработки  и  реализации  городских
       целевых  программ в городе Москве", от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О
       Порядке  разработки,  утверждения,  финансирования  и  контроля  за
       ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".
           Координация  деятельности  органов исполнительной власти города
       Москвы  при реализации мероприятий Целевой программы осуществляется
       Координационным   советом  при  Правительстве  Москвы  по  вопросам
       освоения  подземного  пространства города Москвы, в состав которого
       входят   представители   Комплекса   городского  хозяйства  Москвы,
       Комплекса  архитектуры,  строительства,  развития  и  реконструкции
       города  Москвы,  Комплекса экономической политики и развития города
       Москвы.
           Контроль  за  ходом  выполнения  мероприятий  Целевой программы
       осуществляется   Правительством  Москвы  в  установленном  порядке.
       Государственный   заказчик  Целевой  программы  несет  всю  полноту
       ответственности  за  реализацию  Целевой программы, осуществление в
       установленные   сроки   мероприятий  Целевой  программы  и  целевое
       использование  выделенных  на  реализацию  средств  бюджета  города
       Москвы.
           В  целях  осуществления  контроля  за  выполнением  мероприятий
       Целевой программы государственный заказчик обеспечивает:
           -  разработку  и  утверждение годовых планов реализации Целевой
       программы;
           -  сбор  данных  от исполнителей Целевой программы о выполнении
       целевых показателей;
           -  сбор данных об освоении денежных средств, предусмотренных на
       выполнение мероприятий Целевой программы;
           -  на  основании  отчетов  исполнителей  мероприятий подготовку
       ежегодного отчета о ходе выполнения Целевой программы.
        

    ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

    ХXI век станет временем великих открытий в "науках о жизни", считают в Российской Академии Наук
    6 февраля 2004 г.

    Об исследованиях в области клонирования
    12 февраля 2004 г.

    К разработке вакцины против вируса атипичной пневмонии
    21 января 2004 г.

    Британским ученым удалось добиться серьезного успеха на пути к созданию вакцины от менингита
    6 января 2004 г. 

    Японские исследователи создали искусственную клетку, которая начала самостоятельную жизнь
    9 января 2004 г.

    Американские эксперты предлагают ввести контроль за научными разработками в области генной инженерии
    23 января 2004 г.