ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2007 г. N 412-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
На современном этапе градостроительного развития Москвы в
условиях сокращения территориальных резервов для создания и
развития благоприятной среды жизнедеятельности в целях устойчивого
развития города необходимы опережающие темпы освоения подземного
пространства.
Вместе с тем только менее трети строящихся в городе объектов
различного назначения имеют подземную часть, и доля подземных
сооружений в общей площади объектов, введенных в эксплуатацию за
последние пять лет, не превышает 8%.
Возможности использования подземного пространства города
Москвы ограничиваются сложными инженерно-геологическими и
гидрогеологическими условиями, наличием уже построенных и
эксплуатируемых подземных сооружений: фундаментов существующих
зданий, метрополитена и других объектов транспортной и инженерной
инфраструктуры города, что приводит к значительному удорожанию
строительства.
В результате воздействия этих факторов площадь подземных
сооружений, ежегодно вводимых в эксплуатацию в последние годы, в
среднем не превышает 700 тыс. кв. м, и в действующем Генеральном
плане развития города Москвы освоение подземного пространства как
отдельное направление градостроительного развития города Москвы
отсутствует.
Вместе с тем анализ ранее принятых проектных решений
показывает, что в большинстве случаев отказ от освоения подземного
пространства негативно влияет на формируемую планировочную и
архитектурно-пространственную структуру города.
В целях создания благоприятной среды для жизнедеятельности и
устойчивого развития города за счет максимального использования
градостроительного потенциала подземного пространства
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию освоения подземного пространства и
основные направления развития подземной урбанизации города Москвы
(далее - Концепция) согласно приложению к настоящему
постановлению.
2. Департаменту градостроительной политики, развития и
реконструкции города Москвы:
2.1. Выступить государственным заказчиком по разработке
Городской целевой среднесрочной программы освоения подземного
пространства на период 2008-2010 гг. (далее - Программа) и
основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы
на последующие годы.
2.2. Совместно с Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана
Москвы", ГУП "Московский центр освоения резервных территорий", ГУП
"Мосгоргеотрест", Департаментом потребительского рынка и услуг
города Москвы в IV квартале 2007 г. на основании Концепции
разработать и представить на утверждение Правительства Москвы
Городскую целевую среднесрочную программу освоения подземного
пространства на период 2008-2010 гг. и основные направления
развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
2.3. Обеспечить на конкурсной основе разработку:
2.3.1. Совместно с Управлением государственного строительного
надзора Ростехнадзора в IV квартале 2007 г. - методики
районирования территорий города по условиям освоения подземных
пространств в зависимости от различных природных и техногенных
факторов.
2.3.2. В IV квартале 2007 г. - схемы районирования территорий
города по условиям реализации инвестиционных проектов освоения
подземного пространства в зависимости от различных природных и
техногенных факторов и методики расчета нормативной стоимости
строительства различных типов подземных сооружений в условиях
влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений.
2.3.3. Совместно с Департаментом экономической политики и
развития города Москвы до 30 декабря 2007 г. - методики
экономического стимулирования освоения подземного пространства.
2.4. Осуществить финансирование разработки Программы и
мероприятий, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего постановления,
за счет средств, выделенных Департаменту градостроительной
политики, развития и реконструкции города Москвы на 2007 год в
рамках Адресной инвестиционной программы.
2.5. До 15 ноября 2007 г. представить в Департамент
экономической политики и развития города Москвы прогноз
обеспечения финансовыми средствами предполагаемых основных
мероприятий Программы на 2008 год и последующие годы.
2.6. Совместно с Управлением государственного строительного
надзора Ростехнадзора, Москомархитектурой, ГУП "НИиПИ Генплана
Москвы", ГУП "Московский центр освоения резервных территорий", ГУП
"Мосгоргеотрест", префектурами административных округов города
Москвы и другими специализированными организациями в целях
формирования единой базы данных о подземных объектах на территории
города Москвы организовать систему учета существующих, вводимых в
эксплуатацию и проектируемых подземных сооружений.
3. Создать Координационный совет при Правительстве Москвы по
вопросам освоения подземного пространства города Москвы (далее -
Координационный совет) под председательством первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса
архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы
Ресина В.И.
4. Председателю Координационного совета в месячный срок
представить на утверждение Правительства Москвы положение о
Координационном совете и его состав.
5. Москомархитектуре:
5.1. Совместно с Управлением государственного строительного
надзора Ростехнадзора в III квартале 2007 г. подготовить план
мероприятий по разработке и совершенствованию нормативной правовой
базы в целях обеспечения освоения подземного пространства.
5.2. При актуализации Генерального плана развития города
Москвы, разработке других видов градостроительной,
нормативно-правовой документации и проектов законов города Москвы,
регламентирующих градостроительную деятельность, предусматривать
разработку разделов, обеспечивающих освоение подземного
пространства.
6. Департаменту имущества города Москвы до 30 августа 2007 г.
подготовить и представить для учета при разработке Программы в
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции
города Москвы предложения по внесению дополнений и изменений в
нормативные правовые акты, касающиеся вопросов имущественных
отношений при освоении подземного пространства.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина
В.И.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 29 мая 2007 г. N 412-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ
В соответствии с Порядком разработки, утверждения,
финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых
программ в городе Москве, утвержденным постановлением
Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП, на основании
представленной Концепции освоения подземного пространства и
основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы
(далее - Концепция) предполагается разработать Городскую целевую
среднесрочную программу освоения подземного пространства на
2008-2010 гг. (далее - Целевая программа) и основные направления
развития подземной урбанизации города Москвы на последующие годы.
Концепция содержит следующие основные разделы:
I. Обоснование соответствия целей и решаемой Целевой
программой проблемы приоритетным задачам социально-экономического
развития города Москвы.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом.
III. Возможные варианты реализации Целевой программы.
IV. Основные цели, задачи и мероприятия Целевой программы,
ожидаемые результаты.
V. Основные показатели реализации Целевой программы.
VI. Финансовое обеспечение Целевой программы.
VII. Основные исполнители Целевой программы.
VIII. Государственный заказчик и разработчики Целевой
программы.
IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы.
I. Обоснование соответствия целей и решаемой Целевой
программой проблемы приоритетным задачам
социально-экономического развития города Москвы
На современном этапе социально-экономического развития Москвы
создание благоприятной среды для жизнедеятельности и обеспечения
устойчивого развития города в значительной степени возможно за
счет максимального использования градостроительного потенциала
подземных пространств, который в настоящее время используется в
недостаточной степени. Реализация Целевой программы и разработка
основных направлений развития подземной урбанизации города Москвы
на последующие годы позволит резко увеличить ввод подземных
объектов различного назначения до уровня, соответствующего
современным требованиям к городской среде и необходимого для
решения следующих приоритетных задач социально-экономического
развития города:
- размещение на наиболее градостроительно значимых и
инвестиционно привлекательных территориях города крупных
многофункциональных комплексов, строительство которых в связи со
сложившейся застройкой возможно только путем освоения подземных
пространств;
- повышение уровня комфортности проживания в городе за счет
обеспечения комплексности застройки с размещением подземных
гаражей-стоянок, объектов социально-культурного, торгового и
другого назначения в пределах пешеходной доступности;
- обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых
для реализации городских градостроительных программ;
- сокращение площади городских территорий, занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве;
- увеличение уровня обеспеченности жителей города местами
организованного хранения автотранспорта и объектами
социально-культурного назначения;
- снижение избыточной парковочной нагрузки на существующую
улично-дорожную сеть города за счет размещения в подземном
пространстве гаражей и вспомогательных помещений при строительстве
и реконструкции жилых, общественных центров, административных
зданий, предприятий торговли. Увеличение пропускной способности
улично-дорожной сети;
- увеличение доходной части бюджета города Москвы за счет
налоговых и неналоговых поступлений от деятельности предприятий и
организаций, которые будут размещены на объектах, созданных в
подземном пространстве.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Реализация основных направлений градостроительного развития
Москвы, предусмотренных Генеральным планом развития города Москвы,
осуществляется в условиях постоянного сокращения территориальных
ресурсов.
Одновременно возрастают требования по обеспеченности местами
организованного хранения автомобилей, объектами социальной,
инженерной и транспортной инфраструктуры.
Значительная часть этих объектов может быть размещена в
подземном пространстве города и в последние годы темпы освоения
подземного пространства постоянно увеличиваются по двум основным
направлениям:
- массовое строительство объектов, в составе которых имеются
подземные сооружения;
- уникальные объекты общегородского значения, такие как
торговый центр на Манежной площади, тоннель Третьего транспортного
кольца, подземный участок Звенигородского проспекта.
Вместе с тем особенности геологического строения территории,
на которой расположен город Москва, гидрогеологические условия, а
также сложившаяся наземная застройка и существующие подземные
объекты значительно осложняют освоение подземных пространств
города.
Как следствие этого, менее 30% строящихся в городе объектов
различного назначения имеют подземную часть, в результате доля
подземных сооружений в общей площади объектов, введенных в
эксплуатацию за последние пять лет, не превышает 8%.
Изучение зарубежного опыта показывает, что оптимальные условия
для обеспечения устойчивого развития и комфортного проживания в
городских агломерациях, схожих с Москвой по таким показателям, как
общая площадь, численность населения, соотношение исторической и
современной застройки, достигаются при доле подземных сооружений
от общей площади вводимых объектов, составляющей 20-25%.
Анализ хода реализации Генерального плана развития города
Москвы до 2020 года показывает, что основные негативные факторы,
сдерживающие развитие подземной урбанизации в городе Москве,
следующие:
- при планировании развития города в недостаточной степени
используются в качестве обосновывающих материалов объективные
характеристики градостроительного потенциала подземных пространств
города; как следствие этого, при планировании наземного
строительства возможности размещения объектов в подземном
пространстве используются в недостаточной степени;
- до настоящего времени в городе не разработана единая
методика оценки экономической целесообразности подземного
строительства, учитывающая влияние подземных объектов на развитие
инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В связи с
этим в результате недостаточного стимулирования строительства
подземных сооружений значительные городские территории
застраиваются объектами, которые могут быть размещены в подземном
пространстве;
- отсутствует единая общегородская система
нормативно-правового и технического регулирования освоения
подземного пространства. Вместе с тем анализ существующей
нормативной базы показывает, что в условиях изменяющегося
федерального законодательства и при необходимости значительного
увеличения объемов подземного строительства нормативное
обеспечение подземной урбанизации Москвы необходимо осуществлять
опережающими темпами;
- одно из основных преимуществ подземного строительства в
условиях сложившейся застройки - возможность размещения подземных
сооружений под объектами природного комплекса и культурного
наследия - используется крайне редко - как правило, при
строительстве уникальных объектов транспортной инфраструктуры.
С учетом изложенного эффективно решать поставленные задачи и
существующие проблемы возможно только программно-целевым методом.
III. Возможные варианты реализации Целевой программы
Варианты реализации Целевой программы определены на основании
предложений по размещению объектов подземного строительства на
2008-2010 гг., подготовленных ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" при
участии Департамента градостроительной политики, развития и
реконструкции города Москвы, Москомархитектуры и префектур
административных округов, а также с учетом показателей,
утвержденных Среднесрочной программой жилищного строительства в
городе Москве на период 2006-2008 гг. и заданий до 2010 года в
целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное
жилье - гражданам России" и Целевой программы строительства
гаражей-стоянок в городе Москве на период 2005-2007 гг.
Строительство подземных сооружений в объеме 1 млн. 800 тыс.
кв. м в период с 2008 по 2010 год по расчетам, выполненным ГУП
"НИиПИ Генплана Москвы", соответствует минимальному варианту
реализации Целевой программы и обеспечивает подземными объектами
утвержденные городские градостроительные программы.
Вместе с тем при выполнении Целевой программы по минимальному
варианту такие важнейшие показатели качества городской среды, как
обеспеченность местами организованного хранения автотранспорта и
пропускная способность улично-дорожной сети за счет подземного
строительства не увеличатся, а напротив, могут уменьшиться.
Максимальный вариант реализации Целевой программы
предусматривает предельный объем ввода подземных сооружений в
2008-2010 гг. на уровне 3,0 млн. кв. м.
В значительной степени возможность реализации этого варианта
зависит от темпов строительства и сроков ввода в эксплуатацию
крупных многофункциональных комплексов, в составе которых доля
подземных сооружений, как правило, не превышает 30%.
Опыт реализации таких проектов в городе Москве в последние
годы показывает, что одним из важнейших факторов, влияющих на
сроки строительства, является обеспеченность инженерной и
транспортной инфраструктурой, в первую очередь электроснабжением.
В связи с этим при сравнении максимального и единого
оптимистического варианта реализации Целевой программы,
предусматривающего ввод подземных объектов в объеме 2,550 млн. кв.
м с учетом имеющегося и планируемого уровня развития городской
инженерной и транспортной инфраструктуры, в целях безусловного
выполнения мероприятий Целевой программы в установленные сроки
предлагается оптимистический вариант реализации Целевой программы.
Указанный вариант предусматривает ввод объектов Целевой
программы, увязанный с развитием инженерной и транспортной
инфраструктуры города, и обеспечивает утвержденные
градостроительные программы необходимыми объемами подземного
строительства.
Кроме того, при реализации этого варианта Целевой программы и
одновременно с нарастающим вводом подземных сооружений в
необходимом объеме будет обеспечен задел на последующие годы за
счет значительного увеличения количества объектов, по которым в
период 2008-2010 гг. планируется разработка проектно-сметной
документации.
IV. Основные цели, задачи и мероприятия Целевой программы,
ожидаемые результаты
Целевая программа освоения подземного пространства города
Москвы будет разработана с целью создания благоприятной среды для
жизнедеятельности и обеспечения устойчивого развития города за
счет максимального использования градостроительного потенциала
подземных пространств.
Для достижения целей Целевой программы необходимо решить
следующие задачи:
1. Обеспечить максимальное использование подземного
пространства для формирования современной планировочной и
архитектурно-пространственной структуры города.
2. Разработать основные направления освоения подземного
пространства города Москвы.
3. Создать систему стимулирования освоения подземного
пространства города Москвы.
4. Повысить надежность, энергоэффективность и долговечность
подземных сооружений, обеспечить безопасность эксплуатации
подземных сооружений в расчетных условиях эксплуатации, а также в
условиях чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с указанными целями и задачами программы
предлагается выполнить следующие мероприятия:
1. Мероприятия, направленные на обеспечение максимального
использования подземного пространства для формирования современной
планировочной и архитектурно-пространственной структуры города
Москвы:
1.1. Сбор и систематизация информации по существующим,
проектируемым и строящимся подземным сооружениям.
1.2. Подготовка предложений по размещению подземных сооружений
при выполнении городских градостроительных программ.
1.3. Формирование базовых адресных перечней объектов
подземного строительства.
1.4. Разработка предпроектной и конкурсной документации,
предусматривающей в условиях конкурса возврат в бюджет города
Москвы средств на предпроектные проработки и разработку конкурсной
документации.
1.5. Подготовка предложений по уточнению показателей
финансового обеспечения Целевой программы при формировании бюджета
города Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня комфортности проживания в городе за счет
обеспечения комплексности застройки с размещением подземных
гаражей-стоянок, объектов социально-культурного, торгового и
другого назначения в пределах пешеходной доступности.
2. Обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых
для реализации городских градостроительных программ.
3. Сокращение площади городских территорий, занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве.
4. Увеличение уровня обеспеченности жителей города местами
организованного хранения автотранспорта и объектами
социально-культурного назначения.
5. Снижение избыточной парковочной нагрузки на существующую
улично-дорожную сеть города за счет размещения в подземном
пространстве гаражей и вспомогательных помещений при строительстве
и реконструкции жилых, общественных центров, административных
зданий; предприятий торговли.
6. Создание единой общегородской системы разработки и
реализации предпроектной и проектной документации по освоению
подземного пространства.
7. Увеличение количества конкурсов на выполнение функций
инвестора по строительству подземных объектов.
8. Увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.
9. Сохранение объектов культурного наследия.
10. Сохранение и развитие озелененных территорий.
11. Разработка системы контроля за использованием и
складированием грунтов при создании подземных сооружений.
2. Мероприятия по разработке основных направлений освоения
подземного пространства города Москвы.
2.1. Разработка методики районирования территорий города по
условиям освоения подземных пространств в зависимости от различных
природных и техногенных факторов.
2.2. Разработка методики расчета нормативной стоимости
строительства различных типов подземных сооружений в условиях
влияния негативных природных и техногенных процессов и явлений.
2.3 Разработка методики расчета нормативных показателей по
проектированию размещения объектов потребительского рынка и услуг,
расположенных в подземных пространствах, по районам города Москвы
с учетом действующих градостроительных нормативов.
2.4. Разработка схемы районирования территорий города по
условиям освоения подземных пространств в зависимости от различных
природных, техногенных и экономических факторов.
2.5. Разработка основных направлений развития подземной
урбанизации, соответствующих разделов Генерального плана развития
города Москвы и другой градостроительной документации.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение эффективности использования градостроительного
потенциала подземных пространств города.
2. Определение объемов и видов подземного строительства,
которое возможно на территории города Москвы с учетом действия
негативных природных и техногенных процессов и явлений, а также
экономических и других факторов, влияющих на условия освоения
подземного пространства.
3. Повышение качества и сокращение сроков разработки
предпроектной и проектной документации по объектам подземного
строительства.
4. Создание системы мониторинга реализации градостроительной
документации по освоению подземных пространств города и подготовки
обосновывающих материалов для актуализации указанной документации.
3. Мероприятия по созданию системы стимулирования освоения
подземного пространства города Москвы:
3.1. Проведение анализа экономических условий реализации
проектов строительства подземных сооружений в городе Москве.
3.2. Выполнение оценки влияния природных и техногенных
факторов на стоимость строительства подземных сооружений.
3.3. Разработка методики экономического стимулирования
строительства подземных объектов, предусматривающей следующие
основные положения:
3.3.1. Разработанная методика обеспечит возможность проведения
анализа потенциальных коммерческих (финансовых) результатов
строительства подземных объектов, а также подготовки
предварительных заключений по возможным поступлениям в бюджет
города при реализации проектов подземного строительства за счет
средств инвесторов с целью стимулирования инвестиционной
активности при освоении подземных пространств города Москвы.
3.3.2. Методику необходимо разработать в соответствии со
сложившейся практикой инвестиционной деятельности в городе Москве.
3.3.3. Методика предусматривает возможность расчета
максимально допустимого размера обременений при строительстве
подземных объектов с учетом приемлемой рентабельности
инвестиционного проекта для инвестора.
3.3.4. При разработке методики необходимо учесть сложившийся
уровень рыночных цен и экономическую эффективность строительства
различных объектов для различных районов Москвы.
3.3.5. В результате разработки и утверждения методики
необходимо обеспечить учет влияния следующих природных и
техногенных факторов на себестоимость строительства подземных
сооружений:
- инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
- археологические данные;
- негативные природные и природно-техногенные процессы и
явления (суффозия, изменение уровня грунтовых вод, вибрационные
воздействия, магнитные поля и др.);
- существующие либо планируемые к строительству подземные
сооружения, в том числе подземные части или фундаменты наземных
сооружений;
- наличие объектов природного комплекса;
- существующие биоценозы и прогноз их развития.
3.3.6. Кроме того, в методике необходимо предусмотреть
следующие планировочные и иные ограничения, а также мероприятия,
направленные на максимальное использование градостроительного
потенциала подземного пространства:
- требования по безопасности;
- требования по ресурсо- и энергосбережению;
- функциональное назначение объектов (отдельно для
многофункциональных комплексов);
- размеры сооружений;
- вид сооружения: отдельно стоящие либо в составе объекта,
имеющего наземную и подземную части;
- плотность существующей застройки (возможность ведения работ
с поверхности либо щитовой проходкой);
- требования к подземным сооружениям, определяемые
существующей либо планируемой наземной застройкой;
- необходимость строительства объектов ГО;
- условия присоединения к наружным сетям;
- необходимость строительства автономных источников электро-,
тепло- и водоснабжения;
- возможность размещения муниципальных объектов;
- целесообразность финансирования строительства (в том числе
частичного) из средств бюджета города;
- форму возврата вложенных средств: продажа, аренда,
концессия, прочее;
- разработку нормативно-правовой и градостроительной
документации, обеспечивающей эффективное использование подземного
пространства.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение объемов строительства подземных сооружений.
2. Увеличение доли подземных сооружений в общем объеме
строительства (в том числе за счет размещения объектов инженерной
и транспортной инфраструктуры).
3. Сокращение неэффективно используемых подземных пространств
города.
4. Повышение инвестиционной привлекательности строительства
подземных сооружений.
5. Увеличение поступлений в бюджет города Москвы при
реализации инвестиционных проектов.
6. Увеличение объемов внебюджетного финансирования
строительства подземных сооружений.
4. Мероприятия, направленные на повышение надежности,
энергоэффективности и долговечности подземных сооружений,
обеспечение безопасности эксплуатации подземных сооружений в
расчетных условиях эксплуатации, а также в условиях чрезвычайных
ситуаций:
4.1. Разработка технической и нормативно-правовой документации
по освоению подземных пространств.
4.2. Разработка технической и нормативно-правовой документации
по эксплуатации и ремонту подземных сооружений.
4.3. Разработка нормативно-правовой документации,
обеспечивающей стимулирование внедрения при освоении подземных
пространств передовых отечественных и зарубежных проектных,
технологических и организационных решений.
4.4. Разработка методики мониторинга состояния подземных
сооружений.
4.5. Изучение и внедрение передового отечественного и
зарубежного опыта при освоении подземных пространств, а также
инновационных технологий.
4.6. Разработка прогноза влияния негативных природных и
техногенных процессов и явлений на подземные сооружения.
4.7. Разработка нормативно-правовой документации в целях
повышения безопасности эксплуатации подземных сооружений.
4.8. Разработка и внедрение проектных решений, направленных на
повышение безопасности эксплуатации существующих и строящихся
подземных сооружений.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение надежности, энергоэффективности, долговечности и
безопасности подземных сооружений.
2. Улучшение эксплуатационных характеристик подземных
сооружений.
3. Повышение качества объемно-планировочных решений подземных
объектов.
4. Увеличение сроков эксплуатации подземных сооружений без
текущего и капитального ремонта.
5. Снижение эксплуатационных затрат подземных сооружений.
6. Снижение затрат на текущий и капитальный ремонт подземных
сооружений.
7. Обеспечение проектирования и строительства в городе Москве
технической и нормативно-правовой документацией, соответствующей
современным требованиям к надежности, энергоэффективности и
долговечности подземных сооружений.
V. Основные показатели реализации Целевой программы
Основные показатели Целевой программы определены в
соответствии с планируемыми объемами строительства подземных
сооружений по годам реализации Программы.
Предусмотрено увеличение ввода подземных объектов на 150 тыс.
кв. м в год начиная с 2008 года и доведение этого показателя до 1
млн. кв. м в 2010 году.
Указанное увеличение будет обеспечено за счет того, что в
целях совершенствования планировочной и
архитектурно-пространственной структуры города Концепцией намечено
существенное - до 15% - увеличение доли подземных сооружений в
общем вводе жилищной и административно-деловой застройки по
городу.
Выполнение этих показателей обеспечит достижение ожидаемых
результатов выполнения мероприятий программы, таких как:
- повышение уровня комфортности проживания в городе за счет
обеспечения комплексности застройки с размещением подземных
гаражей-стоянок, объектов социально-культурного, торгового и
другого назначения в пределах пешеходной доступности;
- обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых
для реализации городских градостроительных программ;
- сокращение площади городских территорий, занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве;
- увеличение уровня обеспеченности жителей города местами
организованного хранения автотранспорта и объектами
социально-культурного назначения;
- снижение избыточной парковочной нагрузки на существующую
улично-дорожную сеть города за счет размещения в подземном
пространстве гаражей и вспомогательных помещений при строительстве
и реконструкции жилых, общественных центров, административных
зданий; предприятий торговли;
- увеличение объемов строительства подземных сооружений, в том
числе закрытым способом;
- увеличение доли подземных сооружений в общем объеме
строительства;
- увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.
СВОДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА
ГОРОДА МОСКВЫ
-----------------------------------------T-------T--------T--------¬
¦ ¦2008 г.¦ 2009 г.¦ 2010 г.¦
+----------------------------------------+-------+--------+--------+
¦Общая площадь объектов подземного ¦ 700 ¦ 850 ¦ 1000 ¦
¦строительства, тыс. кв. м ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Доля подземных сооружений в общем вводе ¦ 10 ¦ 12 ¦ 15 ¦
¦жилищной и административно-деловой ¦ ¦ ¦ ¦
¦застройки (%) ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+-------+--------+---------
VI. Финансовое обеспечение Целевой программы
Источниками финансирования мероприятий Целевой программы
являются средства бюджета города Москвы (на возвратной основе при
проведении конкурсов по подбору инвесторов на проектирование и
строительство подземных объектов).
Стоимость выполнения мероприятий определяется при разработке
лотовой документации для проведения конкурсов по подбору
исполнителей.
Объем финансовых средств городского бюджета, необходимых для
реализации Целевой программы, представлен в таблице.
-------------------------------T-------------------------------------¬
¦Мероприятия ¦Объемы финансирования за счет ¦
¦ ¦городского бюджета, млн. руб. ¦
¦ +-------T-------T-------T-------------+
¦ ¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦Всего ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦2008-2010 гг.¦
+------------------------------+-------+-------+-------+-------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------------------------------+-------+-------+-------+-------------+
¦Мероприятия, направленные на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обеспечение максимального ¦ 50,0¦ 30,0¦ 30,0¦ 110,0 ¦
¦использования подземного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пространства, для формирования¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦современной планировочной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦архитектурно-пространственной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦структуры города Москвы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мероприятия по разработке ¦ 41,7¦ 20,0¦ 20,0¦ 81,7 ¦
¦основных направлений освоения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подземного пространства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦города Москвы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мероприятия по созданию ¦ 23,0¦ 12,0¦ 10,0¦ 45,0 ¦
¦системы стимулирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦освоения подземного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦пространства города Москвы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Мероприятия, направленные на ¦ 14,0¦ 10,0¦ 8,0¦ 32,0 ¦
¦повышение надежности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦энергоэффективности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦долговечности подземных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сооружений, обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦безопасности эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦подземных сооружений в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расчетных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эксплуатации, а также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в условиях чрезвычайных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ситуаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-------+-------+-------+-------------+
¦Итого ¦ 128,7¦ 72,0¦ 68,0¦ 268,7 ¦
L------------------------------+-------+-------+-------+--------------
Реализация всех мероприятий должна происходить на конкурсной
основе. В условиях конкурса должен быть предусмотрен возврат
средств, затраченных на предпроектные проработки и разработку
конкурсной документации, в бюджет города Москвы. Стартовые цены
для проведения конкурса должны быть рассчитаны на основании
соответствующих расчетов по трудозатратам на реализацию
мероприятий и утверждены Департаментом экономической политики и
развития города Москвы. Указанные объемы финансирования
мероприятий Целевой программы корректируются и уточняются при
формировании бюджета и адресной инвестиционной программы
Правительства Москвы на соответствующий год.
VII. Основные исполнители Целевой программы
Департамент градостроительной политики, развития и
реконструкции города Москвы.
Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Департамент земельных ресурсов города Москвы.
Департамент науки и промышленной политики города Москвы.
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.
Москомархитектура.
Префектуры административных округов города Москвы.
ГУП "НИиПИ Генплана Москвы".
ГУП "МЦОРТ".
ГУП "Мосгоргеотрест".
VIII. Государственный заказчик и разработчики
Целевой программы
Государственный заказчик и координатор Целевой программы -
Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции
города Москвы.
Разработчики Целевой программы - Департамент градостроительной
политики, развития и реконструкции города Москвы, ГУП "НИиПИ
Генплана Москвы", ГУП "МЦОРТ", Департамент потребительского рынка
и услуг города Москвы.
IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы
Управление реализацией Целевой программы осуществляется
Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции
города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 11 июля
2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городе
Москве" и постановлениями Правительства Москвы от 13 декабря 2005
г. N 1030-ПП "О совершенствовании порядка размещения
государственного заказа", от 11 января 2005 г. N 3-ПП "О
совершенствовании практики разработки и реализации городских
целевых программ в городе Москве", от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О
Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за
ходом реализации городских целевых программ в городе Москве".
Координация деятельности органов исполнительной власти города
Москвы при реализации мероприятий Целевой программы осуществляется
Координационным советом при Правительстве Москвы по вопросам
освоения подземного пространства города Москвы, в состав которого
входят представители Комплекса городского хозяйства Москвы,
Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции
города Москвы, Комплекса экономической политики и развития города
Москвы.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Целевой программы
осуществляется Правительством Москвы в установленном порядке.
Государственный заказчик Целевой программы несет всю полноту
ответственности за реализацию Целевой программы, осуществление в
установленные сроки мероприятий Целевой программы и целевое
использование выделенных на реализацию средств бюджета города
Москвы.
В целях осуществления контроля за выполнением мероприятий
Целевой программы государственный заказчик обеспечивает:
- разработку и утверждение годовых планов реализации Целевой
программы;
- сбор данных от исполнителей Целевой программы о выполнении
целевых показателей;
- сбор данных об освоении денежных средств, предусмотренных на
выполнение мероприятий Целевой программы;
- на основании отчетов исполнителей мероприятий подготовку
ежегодного отчета о ходе выполнения Целевой программы.
|