РАЗДЕЛЫ:
  • Городской совет
  • Лицензирование
  • Гортранспорт
  • ЖКХ
  • Городская администрация
  • Строительство
  • Жилищный фонд
  • Рыночные фонды
  • Госимущество
  • Комитеты
  • Федеральная собственность
  • Конгрес
  • Финансы
  • Региональные комиссии
  • Ипотека
  • Субсидии
  • Инвестиции
  • Недвижимость
  • Тендеры
  • Инвентаризация
  • Архитектура
  • Инфраструктура
  • Социальная сфера
  • Экономика
  • Муниципальная собственность
  • Налоговая инспекция
  • Торговля
  • Архитектурная реставрация
  • Проекты
  • Правовые нормы
  • Мероприятия
  • Культурно-оздоровительные центры
  • Бюджет
  • Приватизация
  • Внутренний рынок
  • Товарооборот
  • Ценообразование
  • Криминальная милиция
  • Фонды
  • Налогообложение
  • Предпринимательство
  • Закон
  • Промышленная политика
  • Таможенный комитет
  • Верховный суд
  • Экология города
  • Целевые программы
  • Законодательство
  • Юриспруденция
  • КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ОДОБРЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 10.09.98)
    По состоянию на ноябрь 2007 года
         ОДОБРЕНА
                                          Правительством Санкт-Петербурга
                                        (протокол совещания Правительства
                                                        от 10.09.98 N 36)
    
                                  КОНЦЕПЦИЯ
                   реформирования промышленных предприятий
                               Санкт-Петербурга
    
    
            Настоящая Концепция разработана  в  соответствии c  задачами,
       поставленными в  постановлении Правительства Российской  Федерации
       от 28.08.97  N 1081  "О  ходе выполнения  и задачах  Правительства
       Российской Федерации по реализации Послания Президента  Российской
       Федерации Федеральному  Собранию "Порядок  во власти  - порядок  в
       стране. (О  положении в  стране и  основных направлениях  политики
       Российской   Федерации)",   программе   Правительства   Российской
       Федерации  "Структурная   перестройка  и   экономический  рост   в
       1997-2000   годах",  утвержденной   постановлением   Правительства
       Российской Федерации  от 31.03.97  N 360, и  в развитие  Концепции
       реформирования  предприятий   и  иных  коммерческих   организаций,
       утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации  от
       30  октября  1997  года  N 1373  "О  реформе  предприятий  и  иных
       коммерческих организаций",  а  также с  учетом Программы  действий
       Администрации  Санкт-Петербурга  по  стабилизации  и   дальнейшему
       развитию экономики Санкт-Петербурга в 1997-2000 годах,  одобренной
       постановлением Правительства Санкт-Петербурга  от 23.01.97 N 4,  и
       Стратегического плана Санкт-Петербурга.
    
            1. Основные причины необходимости реформирования
               промышленных предприятий
    
            Одной из  основных   причин  сложившегося  в   промышленности
       тяжелого   положения   является  вызванная   значительным   спадом
       производства   (связанным   в   том   числе   и   с    сокращением
       государственного     оборонного    заказа)     высокая     степень
       недозагруженности  производственных   мощностей  предприятий   при
       одновременном  сохранении  у  этих предприятий  в  практически  не
       изменившихся  размерах  имущества  (прежде  всего  оборудования  и
       зданий) и  земельных участков, содержание  и эксплуатация  которых
       экономически оправдана лишь  при условии выпуска предприятием  тех
       объемов    продукции,    которые   обеспечивают    загрузку    его
       производственных  мощностей.  Эта  ситуация привела  к  тому,  что
       произошло  значительное  увеличение  доли  накладных  расходов   в
       себестоимости выпускаемой продукции и как следствие  себестоимость
       стала превышать  рыночную цену.  А  далее появился  и начал  резко
       возрастать дефицит оборотных средств,  что повлекло за собой  рост
       неплатежей и невозможность выпускать продукцию даже в тех объемах,
       на которые имеется платежеспособный спрос.
            Эти процессы  усугублялись  целым  рядом  факторов,  в  числе
       которых необходимо  выделить такие,  как неэффективное  управление
       предприятиями в  кризисный  период, высокие  процентные ставки  по
       банковским   кредитам,   отсутствие   условий   для    инвестиций,
       несоответствие качества ранее выпускавшейся продукции  современным
       требованиям  и  уровню  цен,   опережающий  рост  цен  на   услуги
       монополистов.
            Стратегическим путем   решения    этой   проблемы    является
       реформирование промышленных предприятий.
    
            2. Основная цель реформирования промышленных предприятий
    
            Основной целью  политики  Администрации  Санкт-Петербурга   в
       вопросах реформирования промышленных предприятий является принятие
       своевременных  мер  по  предупреждению  их  банкротства,  а  также
       достижение  предприятиями   и   созданными  на   их  базе   новыми
       структурами финансовой устойчивости, которая позволит:
            обеспечить эффективное функционирование предприятий;
            увеличить объем  поступлений в  бюджет  города, для  которого
       промышленность является одним из основных источников доходов;
            улучшить социальную обстановку  за  счет обеспечения  жителей
       Санкт-Петербурга  рабочими   местами  с  регулярно   выплачиваемой
       заработной платой.
    
            3. Факторы, способствующие достижению целей реформирования
               промышленных предприятий
    
            Достижению указанных целей способствуют следующие факторы:
            Наличие у  большинства  предприятий определенного  спроса  на
       традиционную продукцию, которую они и в настоящее время продолжают
       производить и реализовывать.
            Наличие на многих крупных предприятиях уникальных  разработок
       и технологий, уникального набора технологического оборудования.
            Состоявшееся уже освоение рядом предприятий новой продукции.
            Появление к настоящему времени достаточного количества  новых
       предпринимательских структур (особенно  в сфере малого и  среднего
       бизнеса), готовых заниматься производственной деятельностью, но не
       имеющих   достаточных   финансовых   средств,   необходимых    для
       строительства и создания "с нуля" новых предприятий.
            Сохранение государственного  оборонного  заказа  (хотя  и   в
       значительно меньших объемах).
    
            4. Этапы реформирования промышленных предприятий
    
            Реформирование промышленных предприятий должно осуществляться
       в два этапа:
            1 этап - это реструктуризация предприятий. Она заключается  в
       приведении    организационной   и    производственной    структуры
       предприятий, размеров  их  мощностей, имущества  и занимаемых  ими
       земельных участков в  соответствие с  теми объемами продукции,  на
       которые   имеется   платежеспособный  спрос,   при   одновременном
       реформировании   системы    управления   финансами    предприятия,
       базирующейся   на   разработке  долгосрочной   стратегии.   Данные
       мероприятия призваны оптимизировать соотношение между затратами  и
       доходами  предприятия,  обеспечить  эффективное  использование   и
       распределение имеющихся на предприятии  ресурсов и на этой  основе
       повысить    конкурентоспособность    выпускаемой    продукции    и
       инвестиционную привлекательность предприятия. При необходимости на
       этом  этапе могут  быть  использованы предусмотренные  действующим
       законодательством    процедуры   реорганизации    и    финансового
       оздоровления.
            2 этап - это  закрепление результатов реструктуризации  путем
       использования   предприятием   рыночных   механизмов   привлечения
       финансовых средств,  создания  эффективного механизма  управления,
       повышения  квалификации работников  как  на самом  реформированном
       предприятии, так и на возникших на его базе новых структурах.
    
            5. Основные направления и принципы проведения
               реструктуризации промышленных предприятий
    
            Реструктуризация осуществляется  путем дозагрузки  мощностей,
       как минимум, до "точки  безубыточности" или, если это  невозможно,
       "сжатием" мощностей  по основной  (традиционной) деятельности  при
       одновременном    осуществлении    мероприятий    по    дальнейшему
       использованию высвободившегося имущества и работников.
            Процесс реструктуризации строится на следующих принципах:
            1. Применение   механизма   реструктуризации   осуществляется
       предприятиями   Санкт-Петербурга    добровольно.   Разработка    и
       выполнение  конкретных  мероприятий  по  структурной   перестройке
       осуществляются руководителями, собственниками и работниками самого
       предприятия на базе достижения общественного согласия, в том числе
       с использованием механизмов социального партнерства.
            2. Реструктуризация предприятия осуществляется в соответствии
       с планом, обеспечивающим выполнение следующих требований:
            сохранение сформировавшегося  в   течение  многих  лет   ядра
       научного,    технологического,    производственного     потенциала
       предприятия;
            согласование интересов     собственников,    работников     и
       руководителей реформируемого предприятия, его кредиторов и  города
       без    нанесения    ущерба    экономической    независимости     и
       обороноспособности страны;
            решение проблемы погашения задолженности перед кредиторами (в
       первую очередь  перед  бюджетом,  государственными   внебюджетными
       фондами,   работниками    предприятия    по   заработной    плате,
       энергоснабжающими организациями);
            рост реальных   поступлений   в  бюджет   и   государственные
       внебюджетные фонды;
            максимально возможное  сохранение  и создание  новых  рабочих
       мест  на   базе   производственных  мощностей   реструктурируемого
       предприятия;
            защиту прав  акционеров   и  участников  (для   хозяйственных
       обществ);
            соблюдение прав   работников,   предусмотренных   действующим
       законодательством и коллективным договором, соглашением.
            3. Поддержка    процесса    реструктуризации    со    стороны
       Администрации Санкт-Петербурга осуществляется в формах, изложенных
       в разделе 6 Концепции, на основании Договора между  Администрацией
       Санкт-Петербурга  и  предприятием.  Неотъемлемой  частью  Договора
       является план реструктуризации предприятия.
            4. В  случае невыполнения  плана  реструктуризации (либо  его
       отдельных частей) предприятие  и возникшие  на его базе  структуры
       обязаны возместить бюджету всю сумму предоставленных льгот.
    
            6. Задачи органов городской власти в осуществлении процессов
               реструктуризации промышленных предприятий
    
            Учитывая то      обстоятельство,      что       Администрация
       Санкт-Петербурга  не   имеет  рычагов  прямого   административного
       воздействия на  подавляющее большинство предприятий,  составляющих
       основу  промышленного  комплекса  города  (акционерные   общества,
       государственные  предприятия  федерального  подчинения),   задачей
       органов городской власти и управления становится создание в рамках
       своих   полномочий    такой    системы   регулирования    процесса
       реструктуризации, которая обеспечит заинтересованность предприятий
       в  проведении  структурных  преобразований  и  при  этом  позволит
       согласовать   интересы   самих   реформируемых   предприятий,   их
       собственников, работников и кредиторов, интересы города (в  первую
       очередь  его  бюджета),   существенно  ограничит  возможный   рост
       безработицы  и  социальной  напряженности  и  не  нанесет   ущерба
       экономической безопасности и обороноспособности страны.
            Предприятиям, проводящим  реструктуризацию в  соответствии  с
       изложенными выше принципами и направлениями, на основании Договора
       между Администрацией  города  и предприятием,  может быть  оказана
       поддержка в следующих формах:
            1. Создание  запасов  путем  консервации  неиспользуемого   в
       производственном процессе имущества данной категории предприятий с
       выведением его из-под  обложения налогом на  имущество, а также  с
       освобождением от арендной платы (или земельного налога) за участки
       земли, на  которых  находится названное  выше  имущество, либо  за
       другие неиспользуемые участки земли.
            Примечание. В  случае  невыполнения  плана   реструктуризации
       (либо его отдельных  частей) предприятие и  возникшие на его  базе
       структуры  обязаны возместить  бюджету  всю сумму  предоставленных
       льгот по уплате налогов и арендной плате за землю.
            2. Предоставление отсрочек  (рассрочек) по  уплате налогов  и
       других    обязательных    платежей,    зачисляемых    в     бюджет
       Санкт-Петербурга.
            3. Обеспечение   приоритета  при   участии   в  тендерах   по
       городскому заказу при прочих равных условиях.
            4. Определение согласованных с государственными внебюджетными
       фондами, налоговыми и финансовыми органами принципов и подходов  к
       реструктуризации   и   погашению   задолженностей    реформируемых
       предприятий перед ними.
            5. Установление согласованного с естественными  монополистами
       порядка, в соответствии с которым:
            а) юридическим   лицам,   получившим   объекты   недвижимости
       реструктурирующихся предприятий,  выдаются технические условия  на
       подключение к сетям энергоснабжающих организаций и устанавливаются
       определенные   сроки  на   согласование   необходимой  для   этого
       подключения документации;
            б) погашение  долгов реструктурирующегося  предприятия  перед
       энергоснабжающими  организациями   проводится  в  соответствии   с
       соглашениями,  заключенными  энергоснабжающей  организацией,  этим
       предприятием  и  вновь  созданными  предприятиями  (в  случае   их
       возникновения   на   базе   реструктурируемого   предприятия)    с
       максимально возможным учетом интересов всех сторон, перспектив  их
       дальнейшей деятельности и применением всех форм расчетов;
            в) при переходе существующих объектов недвижимости в процессе
       реструктуризации к новым лицам оформление субабонентских отношений
       этих лиц   с   абонентами   и   абонентов   с    энергоснабжающими
       организациями города в  отношении своих субабонентов  производится
       по упрощенной схеме  (т.е. без  разработки проекта подключения)  в
       случае сохранения вида деятельности и технологического процесса  в
       этих  зданиях (сооружениях);  в  случае принципиального  изменения
       вида деятельности и технологии устанавливаются строго определенные
       сроки на согласование документов на подключение;
            г) субабонент энергоснабжающей  организации, в случае  оплаты
       своей    доли    потребленных    энергоресурсов    непосредственно
       энергоснабжающей  организации  за  абонента,  не  отключается   от
       энергоснабжения   при   неуплате   абонентом   оставшейся    части
       потребленных энергоресурсов;
            д) переоформление   телефонных   номеров   реструктурируемого
       предприятия на новые, возникшие  на его базе, юридическими  лицами
       осуществляется  без   взимания   Петербургской  телефонной   сетью
       специальной платы.
            6. Содействие созданию специализированных производств в целях
       упорядочения и    развития     рынка    комплектующих     изделий,
       нестандартизированного оборудования, видов работ и услуг:
            а) использование конкурсного механизма при отборе предприятий
       для создания на их базе специализированных производств;
            б) создание    инфраструктуры    рынка     специализированных
       производств как информационной системы, охватывающей предприятия -
       субъекты  данного  рынка, через  которую  осуществляется  движение
       информации  о  спросе   и  предложении   на  продукцию  и   услуги
       специализированных производств, в том числе организация  ежегодных
       общегородских и региональных выставок;
            в) оказание поддержки предприятиям, на базе которых создаются
       инновационно-технологические центры      и      специализированные
       производства,  во всех  формах,  предусмотренных для  предприятий,
       проводящих реструктуризацию.
            Развитие рынка   продукции    и   услуг    специализированных
       производств в Санкт-Петербурге, имеющем значительный  промышленный
       и  научно-технический  потенциал,   является  одним  из   наиболее
       эффективных    способов   проведения    структурной    перестройки
       промышленных  предприятий  на  основе  развития  специализации   и
       кооперации   производств   с   целью   организации    экономически
       эффективных,     высокотехнологичных     и     конкурентоспособных
       предприятий.
            Создание специализированных производств путем концентрации на
       отдельных предприятиях    заготовительных    и     вспомогательных
       производств  обеспечит  загрузку производственных  мощностей  этих
       предприятий  и в  то  же  время  позволит другим  освободиться  от
       недозагруженных мощностей.
            Появление узкоспециализированных предприятий - производителей
       комплектации, работающих   по   субконтрактам   с   изготовителями
       конечной  продукции,  будет   способствовать  развитию  малого   и
       среднего производственного бизнеса, базирующегося на использовании
       простаивающих производственных мощностей крупных предприятий.
            7. Содействие развитию  консалтинговой  деятельности в  сфере
       реструктуризации   промышленных    предприятий   с    привлечением
       российских и иностранных консалтинговых компаний в целях  оказания
       профессиональной   помощи   предприятиям   в   разработке   планов
       реформирования   и   обучении   специалистов   по   антикризисному
       управлению и реструктуризации предприятий.
    
            7. План реструктуризации предприятия
    
            Задача каждого предприятия,  встающего или  уже вставшего  на
       путь  структурных   преобразований,  -   выбрать  и   экономически
       обосновать  конкретную  оптимальную  стратегию  реформирования.  В
       соответствии с выбранной стратегией, для получения государственной
       поддержки  процесса   реструктуризации  должен  быть   разработан,
       утвержден  соответствующими  органами  управления  предприятия   и
       согласован   с   уполномоченными   структурными    подразделениями
       Администрации  Санкт-Петербурга  план  реструктуризации.   Наличие
       плана   реструктуризации   является   необходимым   условием   для
       заключения договора предприятия с Администрацией  Санкт-Петербурга
       о государственной поддержке процесса реструктуризации.
            В данном плане  в обязательном порядке  должны быть  отражены
       следующие моменты:
            1. Способ  структурной   перестройки  -  создание   холдинга,
       выделение  одного   или  нескольких   предприятий  с   реализацией
       излишнего  имущества,   создание  интегрированной  структуры   или
       вхождение   всем  предприятием   или   частью  его   имущества   в
       существующий холдинг или предприятие, слияние или присоединение  к
       другому  родственному  предприятию,  создание   субконтрактинговых
       производств и т.п.
            2. Анализ рынка  продукции  реструктурируемого предприятия  и
       вновь  создаваемых   на  его  базе   предприятий  с   обязательным
       отражением  платежеспособности заказчиков  и  сложившихся на  этом
       сегменте рынка  традиций в применении  форм расчетов  (предоплата,
       оплата по отгрузке,  оплата с отсрочкой  или рассрочкой платежа  и
       т.п.).
            3. Предложения по  использованию  имущественного комплекса  и
       земельных участков реформируемого предприятия по направлениям:
            а) остается в составе предприятия;
            б) переходит во вновь создаваемые предприятия;
            в) подлежит реализации третьим лицам;
            г) прочие направления использования.
            4. Производственная программа, расчет  доходов и расходов,  а
       также   расчет    планируемой   загрузки    мощностей   как    для
       реструктурированных предприятий, так  и для  созданных на их  базе
       новых структур.
            5. План мероприятий по переходу на новую систему  юридических
       и технических взаимоотношений с энергоснабжающими организациями  и
       предприятиями   связи,   обеспечивающую   максимально    возможную
       независимость  возникших  на  базе  реформированного   предприятия
       структур от состояния  расчетов между  ними и с  энергоснабжающими
       организациями.
            6. Социальный план, предусматривающий:
            - обеспечение эффективной занятости работников,
            - совершенствование          профессионально-квалификационной
       структуры трудового коллектива,
            - мероприятия по сохранению и созданию новых рабочих  мест  с
       регулярно выплачиваемой заработной платой,
            - соблюдение социальных гарантий при  минимальном  сокращении
       работников без дальнейшего трудоустройства,
            - планы  по  дальнейшему  использованию  объектов  социальной
       сферы реформируемого предприятия.
            Примечание. Разработка  социального  плана  осуществляется  с
       привлечением  профсоюзов  в  рамках  действующих  на   предприятии
       механизмов социального партнерства.
            7. Анализ дебиторской задолженности и меры по ее ликвидации.
            8. Пути   решения   вопросов   погашения   задолженности   по
       заработной плате, по  выплате компенсаций увольняемым  работникам,
       по расчетам  с долгами  другим  кредиторам (в  том числе  бюджету,
       энергоснабжающим  организациям  и  предприятиям  связи)  во   всех
       возможных формах  (расчеты  имуществом, перевод  долгов на  других
       лиц, взаимозачеты и т.д.).
            9. Источники    финансирования    структурной     перестройки
       предприятия, включающие в себя:
            - доходы от текущей деятельности,
            - выручку от реализации избыточного имущества,
            - прочие источники  (кредиты  банков,  средства  акционеров и
       инвесторов,  средства  федерального   бюджета  в  соответствии   с
       федеральной  целевой  программой  "Реструктуризация  и   конверсия
       оборонной    промышленности",    средства    различных     фондов,
       финансирующих реформирование предприятий, и т.д.).
    
            8. Основные направления поддержки промышленных предприятий,
               прошедших реструктуризацию
    
            На втором   этапе  реформирования   предприятиям,   прошедшим
       реструктуризацию,   и   новым  структурам,   возникшим   на   базе
       реформированного  предприятия,  необходимо  оказать  поддержку   в
       целях:
            - обеспечения возможности стабилизации финансового положения,
            - содействия  повышению  инвестиционной  привлекательности  и
       выводу предприятий на мировые рынки,
            - стимулирования других предприятий к проведению  структурных
       преобразований.
            Осуществлять поддержку для названных предприятий  планируется
       в следующих формах:
            1. Имиджевая   поддержка,   заключающаяся   в   создании    и
       последующем   активном   использовании  для   публикации   в   СМИ
       специального  рейтингового инструмента  (индикатора),  отражающего
       соответствие конкретного реформированного предприятия  требованиям
       работы в условиях рыночной экономики.
            2. Решение проблемы повышения заинтересованности банковских и
       других кредитно-финансовых      структур      к       кредитованию
       (инвестированию) промышленных  предприятий  путем снижения  рисков
       через  предоставление налоговых  и  прочих  льгот, а  также  через
       активную   работу   с   федеральными   органами    государственной
       исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации  по
       пересмотру для  активно работающих с  промышленностью банков  норм
       резервирования,   подходов  к   оценке   залогов,  которые   могут
       предоставить промышленные предприятия, и т.п.
            3. Содействие выводу реформированных промышленных предприятий
       на дилеров  международного  товарного  рынка  с  целью  возможного
       дальнейшего   их   сотрудничества   для   продвижения    продукции
       предприятий Санкт-Петербурга на международные рынки.
    
            9. Организация работы по реализации Концепции
    
            В целях     обеспечения     практического      взаимодействия
       подразделений  Администрации  Санкт-Петербурга,   Законодательного
       Собрания  Санкт-Петербурга,  федеральных  органов  государственной
       исполнительной  власти,  их  территориальных  подразделений,  иных
       государственных организаций,  а  также руководителей  промышленных
       предприятий  и  профсоюзов  для решения  вопросов  формирования  и
       реализации  политики  реструктуризации  промышленности   создается
       Межведомственный координационный совет по промышленной политике  и
       реформированию  промышленных   предприятий  Санкт-Петербурга   под
       председательством губернатора Санкт-Петербурга.
            При Совете из числа  специалистов, входящих в него  структур,
       промышленных предприятий, а также представителей консалтинговых  и
       юридических фирм, занимающихся вопросами реструктуризации,  должны
       быть созданы рабочие группы,  основная задача которых -  детальная
       отработка   конкретных    документов   по   реализации    политики
       реструктуризации промышленных предприятий и выработка  предложений
       для Совета по их утверждению.
            Администрация Санкт-Петербурга  осуществляет   информационное
       обеспечение  процесса  реформирования предприятий,  широкий  обмен
       опытом этой работы.
    
       ------------------------------------------------------------------
        

    ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:

    ХXI век станет временем великих открытий в "науках о жизни", считают в Российской Академии Наук
    6 февраля 2004 г.

    Об исследованиях в области клонирования
    12 февраля 2004 г.

    К разработке вакцины против вируса атипичной пневмонии
    21 января 2004 г.

    Британским ученым удалось добиться серьезного успеха на пути к созданию вакцины от менингита
    6 января 2004 г. 

    Японские исследователи создали искусственную клетку, которая начала самостоятельную жизнь
    9 января 2004 г.

    Американские эксперты предлагают ввести контроль за научными разработками в области генной инженерии
    23 января 2004 г.