ШВЕЙЦАРИЯ ВЛАСТИ ЗАПРЕТИЛИ ВЫРАЩИВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПШЕНИЦЫ

26 ноября / Корр. ИТАР-ТАСС Константин Прибытков /

Генетически модифицированные растения (ГМР) не должны выращиваться в Швейцарии в открытом грунте. Власти страны ответили отказом на просьбу ученых Федеральной политехнической школы Цюриха (ФПШЦ), собиравшихся засеять экспериментальное поле пшеницей с видоизмененными генами.

Мотивируя свой негативный ответ, Федеральное управление окружающей среды заявило, что риск подобных опытов невозможно оценить. По словам директора этого управления Филиппа Роша, "в окружающей среде человек не должен быть подвержен воздействию неизвестного продукта". Обязанность властей состоит в том, напомнил он, чтобы обеспечить максимум безопасности перед технологией, которая пока еще плохо контролируется. Противники эксперимента с пшеницей считают, что обычные растения могут быть заражены генетически модифицированными в процессе опыления.

Пшеница, с которой хотели работать цюрихские специалисты, содержит белок К-4, обладающий сопротивляемостью к грибковому заболеванию. Исследователь из Института биологии растений ФПШЦ Кристоф Сауттер собирался работать на участке поля размером всего в восемь квадратных метров в деревне Линдау под Цюрихом. Причем, во время цветения его предполагалось накрыть тентом. Этот эксперимент рассматривался как фундаментальный, поскольку в перспективе речь шла о решении продовольственной проблемы для бедных стран.

Федеральное управление окружающей среды подчеркивает, однако, что на настоящий момент нет полного описания ДНК белка К-4, и не ясно, какое воздействие "новые" гены окажут на другие гены растения. Власти отвергли критику со стороны ученых, недовольных запретом, и не согласились с их прогнозом, что страна может столкнуться с "утечкой мозгов" - отъездом специалистов-генетиков в другие государства, где больше возможностей для научной работы. По словам Филиппа Роша, принятое решение в отношении ГМР не означает, что Швейцария закрывает двери для исследований.

В 1998 году на общенациональном референдуме швейцарцы высказались против введения запрета на генетически видоизмененные организмы. В 2001 году парламент страны отказался от введения моратория на эксперименты с ГМР, однако обратил внимание на необходимость учета рисков, связанных с возможной мутацией.

Опросы общественного мнения показывают, что у населения превалирует негативное отношение к генетически видоизмененным продуктам. Власти Швейцарии до сего момента дважды отказывали ученым в проведении экспериментов с ГМР в открытом грунте. Это было в 1999 году.

Генетически модифицированные растения не должны выращиваться в Швейцарии в открытом грунте, решили федеральные власти

21 ноября / Корр. ИТАР-ТАСС Константин Прибытков /

Генетически модифицированные растения не должны выращиваться в Швейцарии в открытом грунте. Власти страны ответили отказом на просьбу ученых цюрихского Технологического института, собиравшихся засеять экспериментальное поле пшеницей с видоизмененными генами.

Мотивируя свой негативный ответ, федеральное управление окружающей среды заявило, что риск подобных опытов невозможно оценить. По словам директора этого управления Филиппа Роша, недопустимо заносить в окружающую среду неизвестный продукт, чтобы исключить возможность его воздействия на человека. Противники эксперимента с пшеницей считают, что обычные растения в процессе опыления могут быть "заражены", если их гены "смешаются" с модифицированными генами.

Пшеница, с которой хотели работать цюрихские специалисты, содержит белок, обладающий сопротивляемостью к болезням растений. Федеральное управление окружающей среды, однако, подчеркивает, что на настоящий момент нет полного описания ДНК этого белка, и неясно, какое воздействие "новые" гены окажут на другие гены растения.

"Северные" елки в этом году будут стоить дешевле

21 ноября /ИТАР-ТАСС ИНОТАСС/

"Внеплановый" рождественский подарок готовят в эти дни датчанам работники лесного хозяйства страны. Как уже официально объявлено, цены на елки в нынешнем году по сравнению с годом прошлым несколько снизятся. В продажу лесные красавицы поступят уже в начале декабря, а всего их планируется реализовать около 10 млн. штук.

Выращиванием елей занимается специальный питомник, который существует уже несколько лет и занимает площадь в 500 гектаров. Здесь намерены уже к концу ноября заготовить несколько тысяч деревьев, общий вес которых составит приблизительно 20 тонн. Все эти елки пойдут на экспорт.

Датская "северная ель", отличающаяся более мощными иголками, очень популярна не только в Дании, но и за ее пределами. Датчане же являются самыми крупными в мире экспортерами новогодних елок. В лесном хозяйстве занято около четырех тысяч человек, которые выращивают елки и ухаживают за ними.

К 2006 году здесь планируют серьезно заняться и клонированием елей. Ученые и специалисты в области генной инженерии намереваются провести пробную посадку двух тысяч "северных елей" с искусственно измененным генофондом. Деревья должны будут достичь определенного роста и обладать "иммунитетом" к различного рода вредителям. Подобный эксперимент планируется провести сначала на молодых саженцах, а в случае его успеха переходить и к масштабным посадкам.