23 октября

Улан-Батор

УРОВЕНЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОНГОЛИИ ПОЧТИ ВДВОЕ НИЖЕ ПОРОГОВОЙ

Николай Керженцев

До 70 проц продовольственных товаров, представленных на монгольском рынке, произведены за рубежом, свидетельствует опубликованная сегодня статистика. Это тревожная цифра, считают эксперты, поскольку в международной практике установлен предельный для продовольственной безопасности страны порог в 40 проц импорта.

Особенно велика зависимость Монголии от поставок российских и китайских муки и зерна - наряду с мясом, главных продуктов питания рядовых граждан. Все это повышает уязвимость страны перед внешними факторами и снижает устойчивость ее внутреннего рынка, считают специалисты. Они напоминают в связи с этим прошлогоднюю ситуацию, когда запасов основных видов продовольствия в стране оставалось всего на 3-4 недели. Это произошло лишь потому, что Китай на время визита далай-ламы в Улан-Батор "по техническим причинам" закрыл на каких-то несколько дней грузовое железнодорожное сообщение с Монголией. А нынешней весной у южного соседа разразилась эпидемия атипичной пневмонии, и вновь сократились поставки продовольствия. Тогда пришлось даже вдвое снижать НДС на российские овощи, муку, зерно и сахар, чтобы возместить недостаток импорта из Китая.

Если экономистов тревожит количественный дисбаланс между отечественными и импортными продуктами, то медиков беспокоит низкое качество привозных товаров, большинство которых содержат различные красители и химические добавки, способные вызвать различные заболевания. Например, дешевые газированные напитки могут вызвать кариес, и даже болезни костной ткани, считает, врач-диетолог Ж.Билгээ. А готовые супы в пластиковых упаковках и орехи в жестянках увеличивают вероятность раковых заболеваний. Как воздействуют на организм трансгенные продукты, общего мнения у монгольских медиков еще не сложилось, но некоторые уже сейчас советуют воздерживаться от их употребления.

Парадоксально, но еще 15 лет назад Монголия полностью покрывала свои потребности в зерне и производила большую часть овощей. Но в результате приватизации многих сельхозобъектов и развала системы госхозов, уровень производства продуктов резко упал - сейчас монгольские мукомольные заводы производят около 40 тыс тонн муки, в то время, как страна закупает 700 тыс тонн за рубежом. На овощных рынках около половины овощей и почти все фрукты привезены из Китая. Единственный выход из этой ситуации, считают в правительстве - укрупнение земледельческих хозяйств за счет широкого развития кооперативов, создание СП, внедрение новых аграрных технологий, в том числе самых современных методов ирригации.

17 октября

ОБЗОР ЛОНДОНСКОЙ ПЕЧАТИ

Григорий Ежков

"Индепендент" пишет на первой полосе, что "опасность для окружающей среды может остановить генетическую революцию". Газета отмечает, что "накануне британские ученые нанесли массированный удар по генетически модифицированным сельскохозяйственным культурам, опубликовав новое исследование, в соответствии, с которым их выращивание может повредить окружающей среде. Их выводы, которые вызовут дискуссии по всему миру, могут стать серьезным препятствием на пути Тони Блэра, который добивается, чтобы Британия использовала ГМ технологию. Они также будут встречены с озабоченностью и гневом в США, родине ГМ технологии. Выводы ученых могут в конечном итоге привести к тому, что в ЕС будет запрещено выращивание генетически модифицированных культур". В комментарии "Индепендент" отмечается, что "Результаты эксперимента с выращиванием генетически модифицированных культур в Британии удивительно определенны. Пока по его результатам, очевидно, что у правительства просто нет причин одобрять коммерческое выращивания этих культур... Это не значит, как накануне предупредила организация "Гринпис", что правительство должно "закрывать двери" для генетической технологии. Наука является частью решения проблем глобальной жизнеспособности... Хотя есть подозрения, что правительство Тони Блэра руководствуется политическими мотивами, добиваясь одобрения на выращивание этих культур... Но накануне обнародованные выводы ученых убедительно показывают, что ГМ технология в том виде, в котором она была разработана, пока не в состоянии принести существенной выгоды, которая превосходила бы риски. Если не появятся совершено другие результаты, правительство не должно лицензировать выращивание этих культур", пишет "Индепендент".

14 октября

Оттава

КАНАДСКИЕ И АМЕРИКАНСКИЕ УЧЕНЫЕ СОЗДАЮТ РАСТЕНИЯ- "МИНОИСКАТЕЛИ"

Борис Грушин

Канадские и американские ученые проводят исследования, нацеленные на создание генетически модифицированных растений, которые можно использовать для поиска мин.

Работающие на военные ведомства двух стран специалисты из Университета Альберты /Канада/ и ряда университетских центров США участвуют в программе по выведению специальных растений, способных подавать "сигнал" об обнаружении скрытых в земле фугасов. Ученые считают, что, используя современные технологии, они создают своеобразный аналог дедовского способа выявления в угольных шахтах газов с помощью канареек, которые погибали, когда концентрация газов достигала опасного уровня. Растения же будут не умирать, а менять свой цвет в том случае, если в почве содержатся элементы взрывчатых или других химических веществ, применяемых в фугасах. Тем самым, растения будут предупреждать людей об опасности. "Из разных типов мин вещества попадают в почву с различной интенсивностью, некоторые фактически открыты для окружающей их среды", - поясняет специалист министерства национальный обороны Канады Энтони Фост, занимающийся вопросами обнаружения мин.

Ученые находятся в начале пути и пока в деталях не представляют, как будет работать предложенная ими схема. "Мы не знаем, как все будет происходить. Однако мы знаем, что существуют бактерии и другие организмы, способные обнаруживать в почве такие вещества, как тротил. Мы можем взять ген такой бактерии и поместить его в корни растения. При соприкосновении с тротилом рецепторы гена подадут растению серию сигналов", - говорит профессор Майкл Дейхолос из Университета Альберты. Такими сигналами, по его словам, может стать изменение цвета листьев или цветков растения.

Конечно, учитывая довольно длительный период роста растений, их нельзя будет использовать в "боевых условиях", то есть для быстрого обнаружения фугасов. Однако, считают исследователи, их вполне можно применять в ходе продолжительных миротворческих операций или при обезвреживание минных полей в послевоенное время. В этих случаях предполагается осуществлять над опасными территориями посев семян растений-миноискателей с самолетов или вертолетов. После прорастания растения обозначат собой опасные для людей зоны. На первый взгляд, идея может показаться сомнительной, однако ученые считают ее работоспособной, поскольку в некоторых странах речь идет о колоссальных территориях, "засеянных" минами, и трудностях их извлечения. "Мы располагаем технологиями, которые достаточно эффективны для обнаружения отдельных фугасов, однако усилия разминировать с их помощью большие сельскохозяйственные угодья обойдутся слишком дорого. Мы же стремимся разработать недорогие технологии", - говорит Фост. По мнению ученых, как сообщает агентство Канадиан Пресс, на создание и разведение генетически модифицированных растений, обладающих способностью реагировать на мины, потребуется не менее 5 лет.

По данным ООН, в различных странах мира сейчас в земле находятся более 100 млн мин. Только в одной Анголе их насчитывается примерно 10 миллионов. В этой африканской стране сейчас живут 70 тыс человек, в том числе 8 тыс детей, которые в результате подрыва на фугасе потеряли руки или ноги, получили другие серьезные увечья.

13 октября

ОБ ОТНОШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ГМ-ПРОДУКТАМ

Группы защитников окружающей среды приветствовали результаты публичных консультаций, в результате которых стало очевидным, что большая часть населения Великобритании относится с осторожностью, подозрением или явной враждебностью к генетически модифицированным (ГМ) сельскохозяйственным культурам, пишет газета "Гардиан".

В ходе общенациональных дебатов "ГМ-нация?", поддержанных правительством и проведенных независимым организационным комитетом, было выявлено широко распространенное беспокойство, вызываемое ГМ-культурами, слабая поддержка стремления к скорейшей коммерциализации ГМ- культур и всеобщее недоверие к правительству в вопросе о генетически модифицированных продуктах. Среди активных участников этих дебатов немногим более половины не хотели бы, чтобы ГМ-культуры выращивали в Соединенном Королевстве ни при каких обстоятельствах, хотя из доклада об этой дискуссии можно сделать вывод, что широкая публика придерживается более мягкой линии.

"Очень немногие поддержали бы их скорейшее внедрение в коммерческих масштабах. Существует целый спектр альтернатив, которым люди отдают предпочтение, начиная с прямого запрета без конкретизации сроков и кончая (что высказывают чаще) сдерживанием этого процесса на определенный период, чтобы получить возможность собрать больше информации о ГМ-культурах и их воздействии и ввести более жесткие ограничительные нормативы," говорится в докладе.

Доклад о дебатах по ГМ-продукции, представленный оргкомитетом, будет малоприятным чтением для правительства, поскольку из него стало очевидным, что чем больше общественность углубляется в вопросы о ГМ-культурах, тем жестче становится ее позиция и сильнее ее беспокойство.

Эти дебаты состоялись в городах и селениях по всей стране, чтобы выявить мнение общества в преддверии важных решений о будущем генетически модифицированной сельхозпродукции, которые министры должны будут принять в ближайшие несколько месяцев. Свыше 37 тыс человек сообщили свое мнение комитету в дополнение к тем, кто принял участие в этих дебатах по всей стране.

Как говорится в докладе, ключевым аргументом, выдвигавшимся участниками дебатов против генетической модификации, был риск загрязнения генетически не модифицированных растений и вытекающая из этого угроза органическому земледелию и его продукции. Как отмечается в докладе, участники дебатов указывали на то, что на небольшом острове с его смешанными методами ведения сельского хозяйства невозможно сосуществование генетической модификации и органики.

Возник также вопрос о доверии, и, как говорится в докладе, эти дебаты "высветили и ряд политических вопросов, что проявилось в весьма и весьма подозрительном отношении к мотивам, намерениям и поведению тех, кто принимает решения относительно генетически модифицированных культур, прежде всего правительства и транснациональных компаний.

Как было далее отмечено в докладе, люди опасаются, что "правительство уже приняло решение о ГМ, а дебаты - это всего лишь камуфляж и их результаты будут проигнорированы".

"Дебаты о генетической модификации отразили также слабеющую веру в способность или даже желание правительства отстаивать интересы широкой публики," говорится в докладе.

"Это подтверждается тем, как люди ссылались на прежние катастрофы. Они высказали двойное предостережение: во- первых, что правительство, быть может, не располагает адекватными знаниями и рекомендациями, которые помогли бы ему принимать правильные решения, и, во-вторых, что правительству могут быть слишком близки интересы производителей".

"Друзья Земли" поспешили воспользоваться результатами, и при этом участник кампании против ГМ Пит Райли заявил: "Общественность дала понять, что она не хочет ГМ- продовольствие и она не хочет ГМ-культуры. Правительство не должно больше произносить никаких двусмысленных фраз по этому поводу. Оно должно противостоять лоббированию со стороны США и корпораций, должно учесть результаты своих собственных консультаций и не допустить коммерциализации ГМ- культур".

Тем не менее, доклад также показал, что люди вообще хотят знать больше, они хотят, чтобы были проведены дальнейшие исследования, предпочтительно какой-нибудь независимой организацией, которая могла бы установить "факты" относительно ГМ и могла бы быть принята всеми сторонами и внушить им доверие. Как указывается в докладе, похоже, что население в целом не разделяет безусловную оппозицию ГМ многих активных участников дебатов.

"И все же, все это наводит на мысль, что население предпочло бы, чтобы была проявлена осторожность: технологию генетически модифицированных сельскохозяйственных культур не следует продвигать без дальнейших испытаний и проверок, без жесткого регулирования, без демонстрации выгод обществу (а не только для производителей) и, прежде всего, без четких и внушающих доверие ответов на остающиеся неясными вопросы относительно последствий для здоровья и окружающей среды," говорится в докладе.

Профессор Малколм Грант, председатель комитета, организовавшего дебаты о генетической модификации, заявил, что этот доклад будет направлен правительству, взявшему на себя обязательство публично ответить на него.

Маргарет Беккетт, министр охраны окружающей среды, продовольствия и по вопросам сельскохозяйственного развития, ответила: "Я тщательно обдумаю выводы сегодняшнего доклада наряду с выводами научного исследований и анализом наших расходов и выгод, прежде чем будет опубликован наш ответ. Мы сказали, что мы прислушаемся, и мы так и поступим."

7 октября

Сидней

КАК НОВОЗЕЛАНДЦЫ ВЛИЯЮТ НА РЕШЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА

Направлявшимся сегодня на работу депутатам высшего законодательного органа Новой Зеландии пришлось при входе в парламент перешагивать через обнаженные тела мужчин и женщин. Более десяти представителей обоих полов, полностью раздевшись, протестовали против намерения народных избранников в этом месяце снять запрет на производство в стране генетически модифицированной сельхозпродукции.

По словам организаторов необычной акции, тем самым парламентарии готовы проигнорировать мнение подавляющего большинства соотечественников, резко отрицательно настроенных в отношении планов отмены запрета на генетическую модификацию продуктов сельского хозяйства. Свои доводы в пользу сохранения еще на пять лет действовавшего последние два года моратория на доступ генетики в эту отрасль демонстранты подкрепляли данными опроса общественного мнения, 69 проц участников которого, а это 3,5 млн человек, высказались против производства генетически модифицированных продуктов животноводства, а также овощей и фруктов.

Противники готовящегося непопулярного решения парламентариев утверждают, что оно создаст угрозу природной среде Новой Зеландии, славящейся уникальными в мире образцами флоры и фауны. "В том, что мы протестуем голыми есть символический смысл. Новая Зеландия окажется точно также "раздетой" в случае, если сейчас эксперименты генетиков с выращиванием сельхозкультур зайдут слишком далеко и будут перенесены из лабораторий на поля", - заявляют участники демонстрации. Повлияют ли их действия на мнения парламентариев - покажет ближайшее время. Полицейские сохраняли невозмутимость и не предпринимали против голых манифестантов никаких действий. Демонстранты пролежали на ступеньках парламента до самого окончания рабочего дня депутатов.

3 октября

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ ИЗМЕНЕННЫХ ОРГАНИЗМОВ

Франц Фишлер, член Европейской комиссии, ведающей вопросами сельского хозяйства, обратился к государствам-членам ЕС с призывом отменить мораторий на выдачу разрешений на использование новых генетически измененных организмов, хотя некоторые страны настаивали на необходимости принятия новых законов, чтобы защитить потребителей и фермеров от потенциальных угроз, связанных с применением генных технологий.

Этот призыв прозвучал в момент, когда Брюссель подвергается сильному международному давлению в пользу возобновления выдачи разрешений на использование генетически измененных организмов после пятилетнего фактического запрета на их выдачу, которого добилась коалиция государств-членов ЕС, пишет газета "Файнэншл таймс".

Этот запрет вызывает юридическое противодействие со стороны США и других стран во Всемирной торговой организации /ВТО/. Европейская комиссия предпринимает настойчивые усилия, стремясь добиться отмены моратория, не дожидаясь, пока специальная комиссия этой организации примет решение по данному вопросу, что может произойти не раньше следующего года.

Однако эти усилия Еврокомиссии наталкиваются на оппозицию со стороны некоторых государств-членов и экологов, чье враждебное отношение к технологии генетически измененных организмов отражает опасения по поводу безопасности продуктов питания и здоровья животных.

ЕС принял в нынешнем году два жестких закона, касающихся маркировки и возможности распознавания генетически измененных продуктов - шаг, который, как утверждает Еврокомиссия, напрямую приведет к отмене запрета.

Однако такие страны, как Австрия и Люксембург, заявили на встрече министров сельского хозяйства ЕС, состоявшейся в понедельник в Брюсселе, что не поддержат никакие новые разрешения на использование генетически измененных организмов без принятия общих для ЕС правил "сосуществования" традиционного сельского хозяйства и хозяйств, применяющих трансгенные технологии.

Такие правила должны предусматривать меры, нацеленные на предотвращение перекрестного опыления генетически измененных и генетически не измененных сельскохозяйственных культур и определять, при каких обстоятельствах фермеры должны будут возмещать ущерб в случае подобного заражения. Еврокомиссия хочет, чтобы такие правила были приняты на национальном уровне с целью избежать любых дальнейший проволочек.

Фишлер заявил в понедельник министрам сельского хозяйства: "Важно отметить, что дискуссия по поводу сосуществования двух направлений сельского хозяйства не должна быть уведена в сторону из-за причин, которые еще больше задержат выдачу разрешений на использование новых генетически измененных организмов".

Хотя представители ЕС, присутствовавшие на переговорах, сказали, что Австрии и Люксембургу не удалось заручиться широкой поддержкой, Йозеф Прелль, австрийский министр сельского хозяйства, заявил, что "ряд стран склоняется к нашей позиции". Германия, например, поддержала призыв Вены к введению общих для ЕС правил обязательного возмещения причиненного ущерба теми фермерами, которые виновны в заражении посевов других хозяйств.

Несмотря на высказывания Прелля, представители Еврокомиссии утверждают, что по-прежнему надеются на то, что со временем запрет будет снят. "Австрия не вызвала эффект домино", - сказал пресс-секретарь Фишлера.

Вашингтон

КАРЛИКИ ИДУТ НА ПОЛЯ

Американские ученые установили генетический механизм, который отвечает за появление карликовых растений кукурузы и проса. Это поможет селекционерам выводить новые высокоурожайные сорта.

"Карликовое растение очень выгодно, - говорит руководитель исследования Гури Джохал. - Оно не расходует питательные вещества на выращивание стебля, и все удобрения, которые внес фермер, идут на рост зерна".

Среди культурных растений, например, кукурузы или проса, встречаются карликовые. Такие сорта появились в пятидесятые годы, однако, вплоть до настоящего времени ученым было не понятно, какой механизм отвечает за карликовость. Исследование, проведенное Гури Джохалом, показало, что во всем виновата мутация гена, отвечающего за синтез p-гликопротеинов. Они в организме выполняют рецепторные и защитные функции. Мутация изменяет структуру этих веществ, и в результате гормон роста ауксин перестает поступать в стебель.

Узнав о природе мутации, ученые надеются применить свои знания для создания новых карликовых растений.