РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ НАДЕЮТСЯ НАУЧИТЬСЯ "ПРЕВРАЩАТЬ" БОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА В ЗДОРОВЫЕ

17 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Елена Волкова/.

Научиться "превращать" больные почки или печень человека в здоровые надеются ученые Института трансплантологии и искусственных органов Минздрава РФ, ведущие исследования в области терапевтического клонирования.

Технология терапевтического клонирования состоит в изъятии из кожи пациента небольшого количества клеток, которые затем вводятся в ткань пораженного органа, например, в больную циррозом печень, рассказал сегодня в беседе с корр. ИТАР-ТАСС сотрудник лаборатории биотехнологии стволовых клеток института Алексей Берсенев. По его словам, из этих клеток с помощью клонирования теоретически возможно вырастить здоровую ткань любой массы, "вылечив" таким образом больной орган, не прибегая в критических случаях, как сейчас, к трансплантации. "В настоящее время опыты в этом направлении проводятся на крысах",- сообщил Алексей Берсенев.

"Самые большие сложности, с которыми сталкиваются российские врачи-трансплантологи, нехватка донорских органов. Поэтому огромное количество людей умирает, так и не дождавшись операции по пересадке",- подчеркнул на открывшемся сегодня Втором Всероссийском съезде по трансплантологии и искусственным органам директор Института трансплантологии, академик Валерий Шумаков.

Сейчас подобные операции возможны лишь в двух случаях: когда часть своего органа больному готов отдать его родственник /для ребенка, как правило, это мать/ или когда донором становится умерший человек, для чего также требуется согласие его ближних. "Поэтому дефицит органов очень высок, ведь далеко не у каждого пациента есть родственники, способные пожертвовать собой. А для трупной трансплантации используют только абсолютно здоровые органы умершего, которые редко встречаются", сказал Валерий Шумаков.

Как было отмечено на съезде, за 12 последних лет в России было проведено всего лишь 54 трупных трансплантаций печени. Что касается трансплантации сердца, то за 10 лет было сделано около 100 операций.

РЕШЕНИЕ НОБЕЛЕВСКОГО КОМИТЕТА ПОДТВЕРДИЛО, ЧТО ГЕНЕТИКА НА СЕГОДНЯ - САМОЕ ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ

7 октября. /Корр.ИТАР-ТАСС Андрей Варламов/

СТОКГОЛЬМ, Нобелевский комитет по физиологии и медицине подтвердил сегодня, что приоритетными для человечества в этой области являются исследования по генетике и развитию клеточных процессов.

Троим нобелевским лауреатам 2002 года - работающим в США Сиднею Бреннеру /ЮАР/ и Роберту Горовицу /США/, а также их британскому коллеге Джону Сульстону - удалось открыть процессы генетического регулирования развития органов и программированного отмирания клеток.

По мнению Нобелевского комитета, который заседал сегодня в Каролинском медико-хирургическом институте, "их открытия важны с точки зрения медицинских исследований и проливают новый свет на патогенез многих заболеваний>.

Ученым удалось установить гены, отвечающие за развитие органов и программированную смерть клеток и, проследив этот процесс на примере низших организмов, доказать, что соответствующие гены существуют и у высших организмов, включая человека.

Моделью для всех их исследований были круглые черви - нематоды. Именно 75-летний Сидней Бреннер предложил использовать этот живой организм в качестве подобытного. <Это дало уникальную возможность применить генетический анализ к процессам деления клеток, их дифференциации и развития органов и исследовать их под микроскопом>, - отмечает Нобелевский комитет.

60-летний Джон Сульстон составил карту связей между клетками, по которой можно прослеживать процесс дифференциации клеток и формирования органов. Он доказал, что ряд клеток <запрограммирован на отмирание, и это является нормальной частью процесса их дифференциации при развитии организма>. Сульстону также удалось первым проследить мутацию гена, отвечающего за отмирание клетки.

Роберт Горовиц, которому 55 лет, открыл и классифицировал гены, отвечающие за смерть клетки. Он показал, как эти гены взаимодействуют друг с другом, и доказал, что соответствующие гены есть и в организме человека.

В 2001 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили американец Леланд Хартвелл и двое британцев - Тимоти Хант и сэр Пол Нюрсе за "открытие ключевых регуляторов клеточного цикла". Они идентифицировали молекулы - циклины, которые регулируют процессы развития и деления клеток живых организмов от одноклеточных до человека.

ОБЛАДАТЕЛИ РЫЖИХ ВОЛОС ОТЛИЧАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ЯРКИМ ЦВЕТОМ ШЕВЕЛЮРЫ, НО И КУДА БОЛЕЕ ОСТРЫМ ЧУВСТВОМ БОЛИ, УТВЕРЖДАЕТ АМЕРИКАНСКИЙ ВРАЧ

16 октября. /Корр. ИТАР-ТАСС Владимир Рогачев/

ЛОС-АНДЖЕЛЕС, Обладатели рыжих волос отличаются от прочих людей не только ярким цветом шевелюры, но и куда более высокой чувствительностью к болевым ощущениям. А это, в свою очередь, приводит к тому, что при проведении операций им требуется давать более сильный, по сравнению с блондинами или брюнетами, наркоз.

Сообщение об этом неожиданном открытии прозвучало на проходящем в Орландо /штат Флорида/ ежегодном заседании Американского общества анестезиологов и имеет большое практическое значение. По словам доктора Эдвина Лиема из Луисвиллского университета /штат Кентукки/, проведенное группой его сотрудников исследование показало, что, давая рыжеволосым людям наркоз, дозу необходимо увеличивать на 20 процентов по сравнению с людьми с другим цветом волос. "Рыжие испытывают более сильную боль от определенных раздражителей и поэтому для ее снятия им необходима более сильная анестезия", - сказал он. По его мнению, рыжие волосы служат первым наглядным признаком того, какая анестезия требуется пациенту.

"Искусство и наука анестезиологии заключается в выборе верной дозы, - сказал Лием. - Очень трудно найти грань между эффективной и токсичной дозой для большинства используемых в анестезиологии препаратов. Если анестезия недостаточна, то пациент может проснуться во время операции, а в случае передозировки могут возникнуть осложнения на сердце или легких".

По его словам, анестезиологи пока еще не полностью понимают механизм действия анестезии, но это открытие дает некоторые ключи к решению этой загадки, поскольку рыжеволосые люди несут в себе определенные генетические мутации. По мнению специалистов, полученный результат, поскольку он связан с выработкой определенных гормонов и белков, поможет лучше понять химический механизм функционирования центральной нервной системы и блокирования болевых ощущений.